Музыканты прихода Св. Михаила

Бруно Карл Кольшмидт

 

Бруно Карл Кольшмидт (Kohlschmidt) родился 11 июня 1833 г

9 декабря 1860 г. он вступил в брак с дочерью портного мастера – Идой Амалией Берковской. У супругов родились дети: Виктор (1862), Эмилия (1865), Евгения (1867), Александр (1869) и Вольдемар. Из всех детей наибольших успехов добились сыновья Виктор и Вольдемар, ставшие крупными военачальниками. 

Бруно Кольшмидт, как и его младший брат Иоганн Бруно, был музыкантом. Его творческий путь начался 1 сентября 1864 г. в Оркестре Русской оперы. В этом известном коллективе, выступавшем на сценах императорских театров, Бруно Карлович занимал должность второго скрипача. 

Бруно Кольшмидт служил в симфоническом оркестре, которым в течение полувека руководил выдающийся дирижер Эдуард Направник. Усилиями этого музыканта Оркестр Русской оперы (с 1890-х годов – Мариинский театр) был выведен на европейский уровень: Направник поставил 79 оперных спектаклей и, кроме того, дирижировал еще тридцатью операми, подготовленными другими дирижерами. С этим оркестром также работали Антон Рубинштейн, Петр Чайковский и Густав Малер. 

Бруно Кольшмидт как музыкант сформировался под влиянием новых методов работы Э. Направника, который требовал от артистов оркестра не только высочайшего профессионализма, но и персональной ответственности за качество исполнения. При нем для музыкантов был введен режим строгой дисциплины и принципиально новый подход к проведению репетиций. Дирижер стал для них наставником, репетитором, педагогом и образцом ревностного служения искусству. Музыканты любили его, невзирая на строгость, так как Эдуард Францевич проявлял отеческую заботу к своим подчиненным, заботясь о достойном заработке для каждого. Так, 1 октября 1889 г. 25-летний творческий путь Бруно Кольшмидта был отмечен награждением его Золотой медалью. 

Творческий и земной путь Бруно Карловича Кольшмидта закончились 10 февраля 1902 г. Музыкант и потомственный почетный гражданин, он покинул этот мир в возрасте 68 лет, отдав Оркестру Русской оперы 38 лет своей жизни. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. К сожалению, его могила, находившаяся в угловой части кладбища, за бронзовой статуей Иисуса Христа, не сохранилась. Судьбы его потомков затерялись в эмиграции и ГУЛАГе. 

Благодарим за помощь, оказанную при сборе информации, кандидата искусствоведения Надима Жавдетовича Айдарова.

 

Публикация о Бруно Кольшмидте в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_672


Эрнст Пенгу

 

Эрнст Пенгу (Pingoud) родился 14 октября 1887 г. в Петербурге, на Васильевском острове. Его отцом был пастор церкви Св. Михаила Гвидо Пенгу, имевший швейцарские корни, но выросший в Бессарабии. Мать, Эмилия Сеземан, происходила из немецкой купеческой семьи Выборга. Оба родителя отличались музыкальностью: отец прекрасно играл на рояле, в роду матери были известные финские композиторы - Эркки Мелартин, гимны которого по сей день исполняются в лютеранской церкви, и Фредрик Пациус, написавший государственные гимны Эстонии и Финляндии. 

В семье пастора Пенгу росли пятеро детей. Все они увлекались философией и в дальнейшем добились ученых степеней в этой области. Младший сын Эрнст, ставший в молодости кандидатом философии, не был исключением, но более всего его интересовала музыка. В детстве он учился у петербургских музыкантов - А. Зилоти, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова. В 1906 г. Эрнст окончил училище при Лютеранской церкви Св. Екатерины (Катариненшуле), после чего постигал теорию музыки и композицию у немецких педагогов Г. Римана и М. Регера в Лейпцигской консерватории. Одновременно изучал теологию в Йене и даже горное дело в Шарлоттенбурге. Во время обучения в Германии Эрнстом Пенгу был проявлен вполне научный интерес к языкознанию и фонетике, результатом чего стало написание им диссертации о творчестве Гете - ”Der junge Goethe und die Romantik”. По возвращении на Родину новый статус поможет ему получить место преподавателя немецкого языка в Ксенинском институте.

Особая духовная обстановка в семье способствовала формированию личности и становлению Эрнста Пенгу как композитора. Музыковеды отличают необычную широту его интересов и сопричастность русской и финской культурным традициям. С 1907 г. молодой музыкант, начав сотрудничество со столичным изданием «St. Petersburger Zeitung», расширяет свою аудиторию. На страницах этой газеты Э.Пенгу в рубрике «Музыкальные портреты» публикует эссе о современных композиторах. Его рецензии также печатает "Русская Музыкальная газета". 

Эрнст Пенгу является автором нескольких симфоний и концертов. Список его произведений огромен, не все они опубликованы. Пожалуй, в своем творчестве он использовал все возможные музыкальные формы. В зрелом возрасте ему даже довелось обратиться к написанию песен. Но наиболее известное его произведение - симфоническая поэма «Mysterium» - было написано на стихи брата Николая-Герберта. Звучание этой музыки критики сравнивали с проповедью, находя ее истоки в лютеранском воспитании автора. 

В 1918 г. Эрнст Пенгу эмигрировал в Финляндию. Здесь он служил в концертном бюро, затем - заведующим Хельсинкским симфоническим оркестром. Композитор тяжело переживал расставание с Родиной: для Финляндии он оставался русским композитором, но родным городом для него всегда был Петербург. Его высокоинтеллектуальные произведения при жизни автора редко исполняли и плохо понимали, поэтому ради заработка ему приходилось под псевдонимом сочинять танцевальную музыку. 

1 июня 1942 г. жизнь Эрнста Пенгу, музыканта и изгнанника, трагически оборвалась под колесами трамвая. Музыкант покинул этот мир в возрасте 54 лет. Лишь в последние годы исполнители заново открывают его музыкальное наследие.

 

Публикация об Эрнсте Пенгу в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_421