Служители церкви из прихода Св. Михаила

Иоганн Вальдман

 

Иоганн Вальдман (Waldmann) родился 11 марта 1865 г. в Лифляндии, в имении Ринген. В молодости он служил кистером (алтарником) в Валкском приходе у себя на родине, а также исполнял обязанности церковного учителя. В 1887 г., имея диплом домашнего учителя, приехал в Петербург. Здесь в 1894 г. Иоганн вступил в брак с Марией Генрихсен.

Приблизительно с 1896 г. Иоганн Вальдман несет служение кистера в церкви Св. Михаила. Эта должность была третьей по значимости после пастора и органиста. Кистер был главным помощником пастора – его «правой» рукой. Ему поручалось ведение церковных книг и документов; он следил за чистотой в богослужебном зале и порядком на службе, отвечал за исправность и подготовку церковной утвари к проведению обрядов. 

Одновременно на Иоганна Вальдмана были возложены обязанности учителя в церковном сиротском доме, при котором имелась элементарная (4-х классная) школа. В те годы приют находился в съемном помещении – сначала на Петроградской стороне (Съезжинская ул., 11), затем – на Васильевском острове (Средний пр., 18). Воспитанниками учителя Вальдмана были 20 мальчиков (с 1902 г. к ним добавились девочки) из бедных семей. Причем, эти дети могли принадлежать не только к различным лютеранским приходам, но также к католическим. Помимо преподавания нескольких простых предметов (типа чтения и арифметики), детей обучали ремеслам, чтобы «с 18 лет они могли бы зарабатывать себе на хлеб».

Во время своей службы в приходе Св. Михаила Иван Иванович Вальдман имел жительство в причтовом доме, по соседству с церковью, но в 1909 г. его адрес переменился, когда он перешел на работу в немецкий реформатский приход, а после - кистером в приход Анненкирхе.

 

Публикация об Иоганне Вальдмане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_965


Михаил Николаевич Мудьюгин

 

Михаил Николаевич Мудьюгин родился 12 мая (н.с.) 1912 г. в православной семье. Духовное формирование мальчика происходило в детской школе при Александро-Невской Лавре, где Михаил изучал Закон Божий. С 9 до 16 лет он прислуживал в качестве псаломщика в Храме Святителя Николая в районе Пески.

После окончания средней школы Михаил как верующий был лишен возможности получить высшее образование. Чтобы «приобрести» пролетарское происхождение, он был вынужден поступить на завод «Красный путиловец», где трудился чернорабочим, затем шлифовщиком. Это позволило ему поступить в 1-й музыкальный техникум (ныне Музыкальный колледж им.Мусоргского).

В 1928 г. в его жизни произошло знаменательное событие – он познакомился с лютеранами. В церкви Св. Марии на Большой Конюшенной улице, куда однажды зашел юноша, проходило богослужение Русской общины им. Иисуса Христа, руководимой пастором Куртом Муссом (позднее община объединилась с немецким приходом Св.Михаила). Находясь под впечатлением от молодого образованного священника, он принял решение перейти в лютеранство. В октябре 1929 г. состоялась его конфирмация, после чего пастор Мусс поручил ему возглавить работу детского кружка в церкви. В обязанности юного руководителя входило разъяснять детям (13-15 лет) смысл христианского учения и ограждать их от атеизма в условиях широкой антирелигиозной пропаганды в стране.

Однако уже в декабре 1929 г. в Ленинграде начались аресты среди лютеран по делу пасторов Г. Ганзена и К. Мусса. 24 января 1930 г. был арестован и Михаил Мудьюгин. Юноше было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности. В тюремной камере, где он встретил много достойных представителей церкви, он провел 8 месяцев. Здесь у него было много времени, чтобы молиться. Он навсегда запомнил слова пожилого католического ксендза, обращенные к нему: «Молодой человек! Эту книгу (Библию) надо читать, стоя на коленях…»

Большинство арестованных прихожан ожидал приговор – 3 года концлагеря, однако в силу юного возраста для Михаила он оказался условным, и его освободили. В лютеранскую церковь на Васильевском острове он еще вернется – в качестве гостя и приглашенного проповедника, только в 1992 году, когда здание частично передадут верующим. Годы дружбы будут связывать его с молодым и энергичным пастором Сергеем Прейманом (1956-2003).

В Русской лютеранской общине Михаил Мудьюгин познакомился с будущей женой – русской немкой Дагмарой Шрейбер. В этом браке у супругов родилось трое детей: две дочери - Татьяна и Ксения - и сын, умерший шести лет отроду.

Способный к наукам юноша обладал неуемной жаждой знаний: занимался по классу скрипки и фортепиано в консерватории, в 1933 г. окончил Институт иностранных языков. Он свободно владел шестью языками включая латынь, а также переводил с испанского и итальянского. После войны Михаил получил второе образование – в Институте металлопромышленности.

Начиная с 1930-х годов Михаил Николаевич много преподавал – в школе и институте, работал инженером на заводах. В 1950-е гг. был избран доцентом Горного института в Ленинграде с присвоением ему звания профессора. Решение ученого в 1958 г. принять сан священнослужителя спровоцировало травлю, поднятую в ленинградской прессе. Свой церковный путь отец Михаил начинал в Кафедральном соборе Вологды. В этом городе в 1963 г. от туберкулеза умерла его жена.

13 октября 1966 г. отец Михаил был назначен на должность ректора Санкт-Петербургских Духовных школ. Владыка Михаил был пламенным проповедником Евангелия. Во всех своих проповедях он неизменно говорил о главном: о Христе и о спасении. В 1972 г. он был введен в члены Комиссии Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, а позднее – и в состав Синодальной богословской комиссии. На протяжении многих лет он вносил исключительный вклад в официальные двусторонние богословские собеседования Русской Православной Церкви с Евангелическими Церквями Германии и Финляндии. С 1967 г. епископ Михаил являлся неизменным участником православно-лютеранских собеседований. Редко кто мог сравниться с владыкой по всеохватности его кругозора, эрудиции, владении искусством вести диалог. В 1977 г. он был возведен в сан архиепископа и вскоре назначен в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. 

До последних дней ум и память владыки оставались ясными, а вот зрение резко ухудшалось. Вскоре он стал слепнуть настолько, что молитвы за литургией читал только наизусть. При этом свое служение он готов был продолжать до последнего вздоха. Он перестал служить лишь после того, как его руки уже не могли уверенно держать Чашу. Помимо Духовной академии, архиепископ Михаил преподавал также в лютеранской и католической семинариях, в гимназиях, институтах. Активно сотрудничал с петербургской радиостанцией «Теос» и с московским Христианским Церковно-общественным каналом (радио «София»).

Архиепископ Михаил и в бытность свою мирянином, и будучи епископом вел очень скромный образ жизни. Он остается в памяти многих людей примером истинного русского интеллигента, сочетавшего широкую образованность и глубокую веру. Трепетное, благоговейное отношение к Священному Писанию он пронес через всю свою жизнь. У него было редкостное знание Библии. Слово Божие жило в его памяти и в его сердце, было для него непререкаемым авторитетом.

Глубокое знакомство с лютеранской традицией, приобретенное архиепископом Михаилом в ранней молодости, не только обогатило его опытом открытости к духовной жизни и богословию христиан Запада, но и оказалось впоследствии полезным для развития богословского диалога Русской Православной Церкви с протестантским миром.

Профессор, доктор богословия, духовный писатель и добрый пастырь, Архиепископ Михаил (Мудьюгин) скончался 28 февраля 2000 г. в Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина). СПб.: СПбПДА, 2013.

 

Публикация о Михаиле Мудьюгине в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_303


Игнатий Аврелий Фесслер

 

Игнатий Аврелий Фесслер родился 6 мая 1756 г. в деревне Цурндорф (Нижняя Венгрия). В молодости исповедовал католицизм и принадлежал к ордену капуцинов. С 1784 г. преподавал ветхозаветную герменевтику и восточные языки во Львовском университете.

Был подвергнут суду за критику католической церкви. После 1788 г. бежал в Польшу, где обратился в лютеранство. В 1809 г. М.Сперанский пригласил Фесслера в Россию для преподавания философии в православной Александро-Невской духовной академии в Петербурге. Спустя два года Фесслер был изгнан из Академии за вольнодумство и выслан в провинцию. Он поселился в Саратове и был назначен членом комиссии составления законов.

В Саратове, куда он переехал в 1813 г., Фесслер написал пять частей своего главнейшего десятитомного труда по истории Венгрии — "История Угров". В 1820 г. Фесслер был назначен евангелическим суперинтендентом и президентом консистории в Саратове. С 1833 г. и до смерти он состоял в должности генерал-суперинтендента в Санкт-Петербурге. Принимал деятельное участие в общественных делах немецких общин. О своей жизни до 1824 г. Фесслер рассказал в воспоминаниях - "Rückblicke auf meine siebzigjährige Pilgerschaft". Игнатий Аврелий Фесслер является автором многочисленных исторических романов на немецком языке и богословских трактатов.

Доктор богословия, надворный советник Игнатий Фесслер умер 3 декабря 1839 г. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище рядом с женой Амалией Фесслер (1781-1866; урожденной фон Реймер), также прихожанкой церкви Св. Михаила.

 

Публикация об Игнатии Фесслере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_298


Эрнст Теодор Шотт

 

Эрнст Теодор (Матвеевич) Шотт (Schott) родился 6 августа 1825 г. Его предки приехали в Россию из Франции. Семья Шотт относилась к мещанскому сословию, брат Георг работал часовщиком. Одно время Эрнст Шотт содержал гостиницу на Ревельском подворье в Петербурге. 

Женой Эрнста была Гертруда Краузе (1810-1889). В этом браке у супругов родились четверо сыновей: Александр, Владимир, Эммануил и Роберт. Наибольших успехов достиг сын Александр, окончивший Петришуле и ставший кораблестроителем. Известный своим участием в модернизации боевых кораблей, он дослужился до звания полковника корпуса корабельных инженеров. 

В 1858 г. Эрнст Шотт начал трудиться кистером в приходе Святого Михаила и со временем вместе с семьей переселился с Большой Мещанской улицы (ныне Гражданской) на Васильевский остров - в причтовый дом на Среднем проспекте. Годы его работы пришлись на служение трех выдающихся пасторов: Давида фон Флитнера, Карла Мазинга и Гвидо Пенгу. Последний в своей книге по истории церкви Св. Михаила не забыл с благодарностью вспомнить имя верного труженика Эрнста Шотта, 25-летний юбилей службы которого отмечали в приходе 28 сентября 1883 г

Кистер (нем. Küster — «церковный служка») не являлся духовным лицом. В скромном «штатном расписании» нашего прихода должность кистера стояла на третьем, предпоследнем месте. Скромной была и оплата – около 40 рублей в месяц. 

Свой трудовой путь в приходе Эрнст Шотт начинал, когда община находилась в съемном здании на 3-й линии (дом 10). Положение о должности кистера не требовало от него специального образования, для прихода он оставался наемным служащим. Однако забот хватало во все времена и в 19-м веке они носили, главным образом, бытовой характер, например, отапливание помещений, «при том так чтобы не завелась сырость и чтобы не отсырели стены». К основным обязанностям кистера относились подготовка церковного помещения к богослужению, забота о сохранности литургических сосудов, надзор за состоянием органа и его своевременный ремонт, ведение церковных книг, в частности, составление инвентарных описей. 

На своем ответственном посту Эрнст Шотт находился до самой смерти. Он скончался 25 ноября 1896 г. в возрасте 71 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Эрнсте Шотте в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_366