Тобиас ПЛАШНИГ

(Tobias PLASCHNIG)

 

Тобиас Плашниг (Plaschnig) родился 26 декабря 1703 г. в Пруссии (провинция Нижняя Силезия), в местечке Германсдорф. По окончании школы для сирот в городе Галле он сначала обучался портновскому ремеслу, а с мая 1728 г. приступил к изучению богословия на теологическом факультете местного университета. Первый опыт законоучителя Тобиас приобрел спустя два года в недавно открывшейся церкви Св. Петра (Петрикирхе) у пастора Х.Г. Нациуса, выпускника того же университета. В 1732 г. в Ревеле состоялась ординация Т. Плашнига. 

В том же году Тобиас Плашниг возглавил лютеранский приход при Сухопутном шляхетном корпусе в Петербурге. В свой 29-й день рождения пастор освятил корпусную церковь и прочитал праздничную, в честь Рождества Христова, проповедь. В дальнейшем он будет произносить проповеди не только по воскресным и праздничным дням, но и по будням - у себя на квартире при Корпусе. Кроме служб в церкви, пастор преподавал кадетам-лютеранам Закон Божий. Делал он это дважды в неделю во всех классах. Занятия на квартире пастора начинались в 6 часов утра и длились 1 час. За это время пастор разбирал с кадетами отрывки из Библии и молился. В 7 часов вечера занятия продолжались, и так каждый день. 

Плашниг стал первым лютеранским пастором в истории первого в России кадетского корпуса, готовившего офицеров и государственных служащих. В списке его учеников немало известных дворянских фамилий. При Плашниге община значительно окрепла и выросла, а молодой и деятельный пастор заслужил вполне русское имя - Фома Плашнин. 

Тобиас Плашниг был женат три раза. Пережив двух жен, он сочетался браком с дочерью пастора Мартина Рота – Бертой Гертрудой. Семья Плашниг была многодетной, дети рождались почти каждый год. К сожалению, многие из них упокоились в петербургской земле, не достигнув совершеннолетия: Анна, Элиас, Готфрид, Тобиас, Сусанна. 

В 1747 г. успешное служение Тобиаса Плашнига в столице завершилось, и он был переведен в Дерпт (Тарту). Здесь, в маленьком университетском городке, он возглавил приход Св. Иоанна. В Эстляндии его служба продлится 10 лет, он дослужится до звания консисториального асессора. В Рождественские дни – 27 декабря 1757 года - пастор Плашниг покинет этот мир. Накануне смерти ему исполнилось 54 года.


Гилариус Гартман ГЕННИНГ

(Hilarius Hartmann HENNING)

 

Гилариус Гартман Геннинг (Henning) родился 25 ноября 1713 г. в немецком городе Циезар (земля Бранденбург). Здесь он окончил школу, а в 1736 г. поступил на теологический факультет университета в Галле, где обучался в течение трех лет. 

В 1740 г. Г. Г. Геннинг стал пастором немецко-латышской лютеранской церкви в Кронштадте. В том же году он женился на уроженке Ревеля Катарине Илсма (1719-1765). В Кронштадской общине Св. Елизаветы он будет нести служение семь лет, после чего в 1747 г. будет переведен в Петербург. 

Новое место службы именовалось Сухопутным Шляхетным кадетским корпусом. Должность пастора при Корпусной церкви Геннинг занимал до конца своей жизни – 45 лет. В истории прихода Св. Михаила Г. Геннинг стал вторым по счету служителем. По традиции, заведенной его предшественником пастором Тобиасом Плашнигом, Геннинг преподавал не только Закон Божий в классах, но и собирал кадет у себя на квартире для разбора Слова. Контроль за работой пастора осуществлял Директор Корпуса. На период службы Геннинга пришлось десять директоров, из которых наиболее выдающимися были Иван Шувалов и Федор Ангальт. 

Еще до переезда в Петербург пастора Геннинга связывали годы дружбы с четой Ганнибал – Абрамом Петровичем и его женой Христиной Матвеевной. Христина (Регина фон Шёберг), прабабка А.С. Пушкина, была лютеранкой и с переездом в 1750 г. в столицу присоединилась к общине друга семьи, ставшего её духовником. В письме от 21 февраля 1750 г., адресованном в Галльский университет, Геннинг писал: "...имею честь сообщить, что здесь у одного известного знатного господина, а именно у его Превосходительства г-на генерал-майора де Ганнибала, супруга которого принадлежит к моей общине и у меня исповедуется и причащается». На Среднем проспекте, в районе современного участка домов №11 и 13, у супругов Ганнибал стоял деревянный дом с садом, половина которого (№11) в 1757 г. отошла пастору Геннингу. 

Пастор Гилариус Геннинг скончался 20 января 1792 г. в Петербурге в возрасте 68 лет. Предположительно, он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.


Давид фон ФЛИТНЕР

(David von FlITTNER)

 

Давид фон Флитнер (Flittner) родился 23 ноября 1796 г. в немецкой колонии Франк Саратовской губернии. Его родителями были Франц Август фон Флитнер и Анна Маргарета Экгардт. 

В роду Флитнер было много пасторов и врачей. Один из предков, присоединившись в 16-м веке к Мартину Лютеру, был в числе первых протестантских пасторов. 

Отец Давида был выходцем из Саксонии. Окончив Лейпцигский университет, Франц Август переехал в Россию и служил в Полтаве армейским проповедником. Позже он уехал в Саратовскую губернию и здесь нес служение в Медведицко-Крестовском уезде (ныне село Медведица Жирновского р-на). 

В 1814 г. юный Флитнер поступил на теологический факультет Дерптского университета. В 1817 г., завершив обучение, Давид был ординирован в пасторы-адъюнкты для служения в приходе немецкой колонии Франк. В том же году его произвели в пасторы колонии Медведицко-Крестовый Буерак. Здесь Флитнер прослужил до 1820 г., после чего его перевели в колонию Рязановка (Наб) Самарской губернии, где он задержится на 10 лет.

В 1823 г., вследствие реформы церковного управления, пастор Флитнер был назначен пробстом луговой стороны Волги, а также являлся членом Саратовской Консистории. Пробст, т.е. благочинный, выполнял функции посредника между консисторией и пасторами, посещал приходы. 

В 1818 г. пастор Флитнер женился на Амалии Катарине Буш (1801-1878). В 1830 г. состоялся их переезд в Петербург, где Давиду Францевичу предстояло на долгие годы занять место пастора и законоучителя лютеранской церкви 1-го Кадетского корпуса. Уже во время его служения, в 1834 г., корпусная церковь была освящена во имя Архистратига Михаила.

Поначалу Давид Францевич поселился в доме при корпусе, но уже к середине века обзавелся собственным жильем в начале Вознесенского проспекта. В должности пастора Корпусной церкви Флитнер пробыл почти 30 лет – до 1859 г. Одновременно, в течение 20 лет, пастор окормлял лютеран-учащихся Пажеского корпуса. Пастор был не лишен писательского дара. Помимо "Хроник" (истории прихода Св. Михаила), перу Флитнера принадлежат два труда: первый посвящен 100-летию 1-го Кадетского корпуса (1831 г.), второй называется "К истории религиозной и церковной культуры России" (1832 г.). Оба были написаны по-немецки: «Denkmal der Sacularfeier des I Cadettencorps" и "Ein Beitrag zur Geschichte der religiosen und kirchlichen Cultur im Russischen Reich». 

В 1836 г. в Университете г. Гисен Давид Флитнер был удостоен звания доктора философии. В 1841 г. он занял пост генерал-суперинтенданта Евангелическо-Лютеранской церкви России и был назначен вице-президентом Петербургской Консистории. На этой должности пастор Флитнер находился до конца жизни. 

Осенью 1841 г. Флитнеру выпала трудная задача – сохранить общину Св. Михаила после ее отделения от Корпуса по указу императора Николая I. В итоге пастору пришлось возглавить сразу два прихода Св. Михаила – кадетский и гражданский. После избрания первого в истории нашей церкви приходского совета Давид Флитнер занял пост его вице-президента. 

За годы своей службы он был награжден орденами Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 4-й и 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени. 

После выхода в отставку Давид Флитнер служил в приходах Одессы и Нижнего Новгорода. Его младший брат Иоганн (Богдан) тоже служил пастором - во 2-м Кадетском корпусе в Петербурге.

Пастор Давид фон Флитнер покинул этот мир 15 июля 1869 г. в возрасте 72 лет. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Могила не сохранилась.


Франц  Генрих  Адольф  Юлиус  ШТИРЕН

(Franz  Heinrich  Adolph  Julius  STIEREN)

 

Адольф Штирен родился 14 июня 1813 г. в городе Кирхбрак (Kirchbrack) в герцогстве Брауншвейг.

С 1833 по 1840 гг. изучал богословие в Гёттингене.

В 1840 г. получил степень доктора философии в Йенском университете, а в 1849 г. – степень доктора богословия (там же).

В 1850-1857 гг. служил городским проповедником в Айзенахе (этот город известен своим Вартбургским замком, где Мартин Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, здесь также родился композитор Иоганн Себастьян Бах).

В 1859 г. был избран пастором в приход Святого Михаила в Санкт-Петербурге, но, прослужив в нем 3 месяца, в 1860 г. принял приглашение от прихода Святого Петра (Невский пр., 22), куда и перешел на служение, пробыв на этом посту до самой своей смерти в 1884 году.

Пастор Штирен был известным знатоком древних языков, специалистом по патристике, издавал труды Иринея, входил в академические круги Санкт-Петербурга. В 1880-е годы он преподавал Закон Божий и древние языки в училище при лютеранской церкви Св. Петра (Петришуле).

Его старший сын - Адольф Адольфович (1866-1941) - работал лаборантом кафедры метеорологии и климатологии географического факультета ЛГУ, погиб в первую блокадную зиму. Младший сын Адальберт Адольфович (1880-1974) стал художником-акварелистом и графиком, иллюстрировал детские книги, умер в Берлине в эмиграции.

Адольф Штирен похоронен на Волковском Лютеранском кладбище рядом со своей дочерью Амалией Штирен (1868-1881).

 

Копия портрета пастора любезно предоставлена лютеранской церковью Св. Петра.


Карл  Иоганнес  МАЗИНГ

(Carl  Johannes  Masing)

 

Карл Иоганнес Мазинг (Masing) родился 9 октября 1811 г. в семье балтийских немцев - Иоганна Рейнгольда Мазинга, управляющего имением в Раквере в Эстляндии, и его жены Антуанетты Элизабет Крафт. 

В 1831 г. юноша окончил гимназию в Ревеле. На его дальнейший выбор - поступление на богословский факультет Дерптского университета – повлиял пример отца, служившего в Пиирсалусской церкви (Кулламаа) кистером (алтарником). В те годы в университете преподавал профессор догматики и морали Эрнст фон Сарториус, который оказал влияние на формирование взглядов будущего священника. Одновременно с изучением основных дисциплин Карл слушал лекции по сельскому хозяйству и эстонскому языку, что подготовило его к работе в сельской местности. 

В 1834 г. за успехи в учебе выпускник К. Мазинг был награжден серебряной медалью. 20 ноября 1835 г. в лютеранской церкви г. Аренсбург (Курессааре) на острове Эзель (Сааремаа) состоялась его ординация. В дальнейшем, с 1835 г. и в течение 25 лет (!), Карл Мазинг служил пастором прихода Св. Анны в городке Мустьяла (Mustjala Anna kirik) на острове Эзель. 

Он был очень деятельным служителем: при его активном участии было построено новое здание церкви. Пастор Мазинг был широко известен в Эстонии своей гражданской позицией и общественной деятельностью. Он настойчиво выражал мнение

о необходимости ведения проповеди на языке паствы. Помимо духовной работы, он занимался сельским хозяйством, делал литературные переводы, писал религиозные сочинения (в том числе для детей), содействовал развитию народных школ. Написанные им на эстонском языке библейские истории многократно переиздавались. Изданные в двух частях, они стали школьным пособием для детей. 

В 1836 г. Карл Иванович женился на Аделаиде Эльмире, дочери барона Карла Унгерн-Штернберга. В этом браке у супругов родились 8 детей: шесть сыновей и две дочери. Получив в дальнейшем хорошее образование, они достойно служили России. Среди них были пастор, военные, врач, инженер и филолог. 

В 1860 г. большой семье Мазинг пришлось покинуть остров Эзель и переехать в Петербург, куда Карл Мазинг был призван на служение в приход Святого Михаила на Васильевском острове. Приход еще не имел собственного здания, поэтому богослужения проходили в съемном помещении, в доме №8 по 3-й линии. Маленькая, насчитывавшая около двух тысяч человек, община мечтала о собственном здании, и эту мечту предстояло воплотить бывшему сельскому пастору.

И действительно, в результате энергичной деятельности Карла Мазинга на Среднем проспекте в короткий срок (1874-1877 гг.) было возведено высокое здание в неоготическом стиле - кирха Святого Михаила. Послужить в новом храме пастору довелось всего чуть более года… 

Пастор Мазинг был вдохновенным проповедником, о чем свидетельствуют воспоминания его современников. Его яркая фигура смогла привлечь в приход такого известного политика, каким был в то время Отто фон Бисмарк (будущий канцлер Германии, находившийся до 1861 г. в Петербурге в качестве посланника королевства Пруссия). Дружба канцлера и пастора продолжалась и после отъезда Бисмарка из России, до самой смерти Карла Мазинга. 

Карл Мазинг скончался 22 февраля 1878 г. в возрасте 66 лет в Петербурге. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, его могила на участке №17 не сохранилась.

 

Копия портрета пастора любезно предоставлена лютеранским приходом Св. Анны  в Мустьяла (Эстония).


Гвидо  Вильгельмович (Васильевич)  ПЕНГУ

(Guido Reinhold Engelbert Fletnitzer Pingoud)

 

Гвидо Пенгу родился 26 октября 1851 г. в селе Тарутино в Бессарабии (ныне Одесская область, Украина) в семье пастора Франца Вильгельма Пенгу (1812-1882) и Луизы Фредерики Доротеи Флетницер.

В 1870-1876 гг. изучал богословие в Дерпте, Лейпциге, Эрлангене и Гёттингене. В 1875 г. сдал консисторский экзамен в Ревеле и служил пробный год у пастора Карла Мазинга в Петербурге. 28 мая 1878 г. был рукоположен в пасторы и, став преемником скончавшегося пастора Мазинга, служил в приходе Святого Михаила в Петербурге до самой своей смерти 30 декабря 1914 г.

С 1886 г. был директором Центрального комитета вспомогательной кассы для евангелическо-лютеранских приходов в России. В 1891-1893 гг. – генерал-суперинтендант Санкт-Петербургского консисториального округа и член Богословского общества в Дерпте. С 1893 г. – вице-президент Санкт-Петербургской евангелическо-лютеранской консистории.

В 1882 г. Гвидо Вильгельмович женился на Эмилии Марии Сеземан (Sesemann). В этом браке у него родилось пять детей.

Помимо пасторского служения, пастор Пенгу занимался публицистикой, в частности написал книгу об истории прихода Св. Михаила (1883 г.), был редактором двухтомника о лютеранских общинах в России (1909-1911 гг.), составил сборник проповедей «Христианская истина» (1908 г.). Интересовался философией, любил искусство, разбирался в живописи и хорошо играл на фортепиано.

За заслуги перед государством пастор Пенгу был награжден орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й и 3-й степени. В 1905 г. он был пожалован в потомственные дворяне.

Гвидо Пенгу похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, могила не сохранилась.

 

Копия портрета пастора из архива семьи Пенгу.


Карл Вольдемар БЕЛЬДАУ

(Karl Woldemar Beldau)

 

Карл Вольдемар Бельдау родился 2 октября 1868 г. в имении Розенбек Вольмарского уезда Лифлянской губернии (ныне город Розбеки, Латвия). Его родителями были Фридрих Бельдау и Ильзе Мельбарт. Отец, крестьянин по происхождению, арендовал у местного помещика землю и занимался сельским хозяйством. 

В 1888 г. юноша окончил рижскую гимназию и поступил на теологический факультет Дерптского университета, выпускником которого стал в 1892 г. 10 сентября 1895 г. состоялась ординация Карла Бельдау. В течение последующих двух лет Карл служит и набирается опыта: сначала - в городке Оппекальн (ныне город Але, Латвия), затем, с 1897 г. – в приходе города Вольмар (ныне город Валмиера). 

В 1903 г. начинается его служение в Петербурге: сначала, в течение нескольких месяцев, в латышской церкви Христа Спасителя, затем в качестве пастора-адъюнкта в церкви Св. Михаила на Васильевском острове. В нашем приходе его служба продлится пять лет. Одновременно, под руководством настоятеля Гвидо Пенгу, он служит проповедником в Евангелическом Обществе призрения неизлечимо больных мужчин (Большой Сампсониевский пр., 99). Дом был рассчитан на 30 мужчин и 3 мальчиков, при нем был устроен молитвенный зал для лиц лютеранского вероисповедания. 

При дороговизне столичной жизни пасторского жалованья не хватало, поэтому Карл Федорович наряду со служением в церкви преподавал немецкий язык в Коломенской гимназии и Закон Божий в Екатерининской женской гимназии в Семенцах. 

С 1908 по 1914 гг. служба Карла Бельдау проходила в приходе Гросс-Ауц в Курляндской губернии. В это же время он женится на девушке из рода Бекман, равного себе происхождения. С 1915 по 1916 гг., во время Первой мировой войны, Карл Бельдау работает в Москве. Здесь он окормляет потоки латышских беженцев. В 1916 г. пастор окончательно возвращается на родину в Курляндию и продолжает свое служение в уже известном ему приходе Св. Симеона в городе Вольмар. 

С 1928 по 1934 гг. Карл Бельдау избирался в депутаты Латвийского Сейма. В 1929 г. ему была присвоена степень доктора богословия. 

Неутомимый труженик на ниве Божией, Карл Бельдау умер 2 февраля 1936 г. в Риге в возрасте 67 лет.


Евгений Бернгардович ДЕГГЕЛЛЕР

(Ernst Eugen Deggeller)

 

Евгений Деггеллер родился 14 июля 1868 г. в семье швейцарских миссионеров. Местом его рождения стал Каррас, немецкая колония Пятигорского округа. В пятигорской лютеранской церкви служил пастором его отец - Бернгард Деггеллер. В 1870-е гг. семья переехала в немецкую колонию на Волге, где Бернгард продолжил службу в сельских приходах. 

Евгений учился в частной гимназии в немецкой колонии Катариненштадт. Затем обучение было продолжено в частной гимназии в Дерпте. С 1887 по 1889 годы он студент богословского факультета Дерптского университета. 19 декабря 1892 года в Москве состоялась его ординация. 

Первым местом службы молодого пастора стал немецкий лютеранский приход в Царицыне (ныне Волгоград). Здесь он прослужил с 1895 по 1908 гг. В Царицынской Александровской гимназии он был принят на должность законоучителя лютеранского исповедания. В этом городе в 1900 г. Евгений Деггеллер вступил в брак с Эльзой Гертрудой Рипке, в котором родилось четверо детей. Этот семейный союз продлился 53 года. 

В 1908 году семья Деггеллер переехала в Петербург, где Евгений Бернгардович был определен помощником (пастор-адъюнкт) главного пастора прихода Святого Михаила (до конца 1914 г. им был Гвидо Пенгу). В том же 1908 году он был принят на должность законоучителя в Смольный институт. В дальнейшем пастор преподавал закон Божий лютеранам разных учебных заведений: в Александровском женском мещанском институте, Императорском коммерческом училище, Мариинском институте благородных девиц. 

Приходу Святого Михаила Евгений Деггеллер посвятил 10 лет своей жизни. Его самостоятельное служение пришлось на трудные годы Первой мировой войны, когда в русском обществе сильны были антинемецкие настроения. Одновременно, с 1915 по 1918 гг., Евгений Деггеллер окормлял немецко-латышский приход Св. Елизаветы в Кронштадте и немецкий приход Св. Николая в Лигово, который остался без пастора после смерти Гвидо Пенгу. В период политической нестабильности в стране такая активная деятельность была сопряжена с риском для жизни. 

Несмотря на трудности военного времени, лютеранские приходы столицы продолжали осуществлять благотворительную деятельность. В 1915 г. пастор Деггеллер возглавил Евангелический дом призрения неизлечимо больных мужчин (Большой Сампсониевский пр., 99), став его заведующим и настоятелем. Дом был рассчитан на 3 мальчиков и 30 мужчин, при нем был устроен молитвенный зал для лиц лютеранского вероисповедания. 

В то же время пастор становится попечителем мужской богадельни для старцев с приютом для выздоравливающих (Лесной пр., 3). Учреждение находилось в ведении Евангелического общества для религиозного и нравственного назидания протестантов Петрограда и имело своей целью спасение впавших в порок или нищету через духовное возрождение. 

В 1918 г. Евгений Деггеллер покинул Советскую Россию. В апреле 1919 года семья Деггеллер переехала в Гёттинген. В течение 10 лет Евгений Деггеллер служил пастором в предместье Райффенхаузен. Почетный гражданин города Гёттингена, он умер 23 марта 1956 г. Сын Евгения Бернгардовича, Вернер Деггеллер, продолжил дело отца и тоже стал пастором.


Карл  Христиан  Готфрид   БУШ

(Carl  Christian  Gottfriеd  Busсh)

 

Карл Христиан Готфрид Буш (Busсh) родился 26 сентября 1872 г. в местечке Мезоттен Курляндской губернии (Латвия). Он вырос в семье пастора Юлиуса Буша и его жены Эммы Липпингер. Всю жизнь учился сам и учил других. В 1894 г. Карл окончил гимназию в Риге. Затем в течение пяти лет изучал богословие в Дерптском университете, после - юриспруденцию. Завершив образование, в 1901 г. он приезжает в Петербург.

В столице карьера Карла Буша начинается в учебных заведениях. Он преподает Закон Божий и иностранные языки в Петришуле, Катариненшуле, Патриотическом и Елизаветинском институтах, в гимназии Лохвицкой-Скалон, служит учителем у детей герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого. 

В 1903 г. Карл Буш женился на дочери земского чиновника Елене Христофоровне Фрейберг. В этом браке у супругов родились дети: дочь Бенита и сыновья Гельмут и Макс. 

В 1907 г. Карл уехал в Германию. В Марбургском университете будущий священник изучал теологию. 19 мая 1913 г. коллежский советник К. Буш был ординирован в пасторы, после чего определен на служение в петербургский приход Св. Михаила – сначала пастором-адъюнктом. Приставка «адъюнкт» означала "помощник", т.к. до 31 декабря 1914 г. главным пастором в приходе был генерал-суперинтендант Гвидо Пенгу, вице-президент Петербургской консистории.

В 1915 г. пастор Буш начнет службу в петербургском викариате. К этому времени он уже будет иметь чин надворного советника. Одновременно со службой в церкви он преподает Закон Божий и иностранные языки в Катариненшуле, Сиротском институте и Патриотическом институте.

После смерти Г. Пенгу годы самостоятельной работы пастора Буша выпали на период Первой мировой войны. Несмотря на царящие в обществе антинемецкие настроения, он с 1914 по 1918 гг. терпеливо нёс пасторское служение среди немецких и австрийских военнопленных, находившихся в русском плену и содержавшихся на территории Петрограда и губернии. 

После 1918 г. Карл Буш эмигрировал из советской России. Дальнейшая его служба проходила в Риге и Дрездене.

Пастор Карл Буш умер 14 ноября 1953 г. в возрасте 81 года в городе Любек (Германия).

 

Портрет Карла Буша из Архива Тартуского университета.


Арнольд  Герман Фридрих  ФРИШФЕЛЬДТ

(Arnold  Hermann  Friedrich  Frischfeldt)

 

Арнольд Герман Фридрих Фришфельдт родился 25 октября 1874 г. в городе Вейсенштейн (ныне Пайде) Эстляндской губернии в семье почтово-телеграфного чиновника Фридриха Карла Фришфельдта и его жены Агнессы Вильгельмины Нейман. Окончив одну из лучших гимназий столицы - Петришуле, Арнольд в течение последующих двух лет работал домашним учителем. 

В 1894 г. он поступил на богословский факультет Дерптского университета. Окончив его в 1899 г., молодой пастор начал службу в приходе города Вейсенштейн, затем – в Крыму, в немецком поселении Джелаль. В 1902 г. Арнольд был ординирован в пасторы-адъюнкты и продолжил служение в приходе Нойзац в Крыму, под Евпаторией. В 1903 г. он женился на уроженке курляндского Гольдингена - Елизавете Марии Анне Лукас. У супругов родились 3 дочери: Герда, Ютта и Нора. 

В 1915 г., в трудное для русских немцев время Первой мировой войны, пастор Фришфельдт был определен на служение в приход Св. Михаила в Петербурге, которому посвятил 7 лет жизни. Поселившись поблизости от церкви – в Тучковом переулке (№16), Арнольд Фридрихович у себя на квартире каждое утро (кроме среды) вел часовой прием. Одновременно он преподавал в женской гимназии Вальдшмит и руководил Центральным комитетом Высочайше утвержденной вспомогательной кассы евангелическо-лютеранских приходов в России. Касса оказывала помощь "церквам и состоящему при них духовенству". 

С 1922 г. его новым местом службы станет приход Св. Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова, а в 1924 г. начнется его преподавательская деятельность. На библейских курсах в Ленинграде Арнольд Фридрихович читал лекции по экзегетике Нового Завета. В 1929 г., когда в связи с началом репрессий остро ощущался недостаток служителей, пастор Фришфельдт также окормлял немецкий реформатский приход.  18 декабря 1929 г. он был арестован по делу пастора Г. Ганзена. В вину ему вменялось членство в подпольной организации и антисоветская деятельность, но, несмотря на серьезность обвинения, через пять дней он был освобожден под подписку о невыезде. В дальнейшем дело в его отношении было прекращено. 

21 сентября 1930 г. чекисты вновь пришли в дом пастора на 17-й линии Васильевского острова. Поводом для ареста было сфабрикованное «Дело академиков», по которому проходило 104 человека. Постановлением Тройки ПП ОГПУ в ЛВО от 10 февраля 1931 г. пастору Фришфельдту было «определено содержание в концлагере сроком на 10 лет с конфискацией имущества». 

Еще находясь в ДПЗ на Шпалерной, Арнольд Фридрихович психически заболел, но всё же был отправлен отбывать срок в Архангельск. В 1932 г., считаясь административно высланным, он был вновь арестован и этапирован на Соловки. По приговору от 3 ноября 1937 г. пастор Фришфельдт был расстрелян.

Арнольд Фришфельдт был реабилитирован 16 февраля 1957 г

С последним арестом Арнольда Фришфельдта от его семьи не осталось и следа: затерялись пути дочерей, в марте 1942 г. в блокадном Ленинграде умерла жена Елизавета Александровна. Ее последним пристанищем станет Пискаревское кладбище…

 

Копия портрета А. Фришфельдта из Архива Тартуского университета.


Курт  Александрович  МУСС 

(Kurt  Muss)

 

Курт Мусс родился 10 декабря 1896 г. в Санкт-Петербурге в семье ремесленника-гравёра. Окончил училище Св. Анны (Анненшуле). Свободно владел немецким, русским и французским языками. В 1916-1918 гг. изучал богословие в Юрьевском (Дерптском) университете. Не имея возможности продолжить образование в Лейпциге, в 1920 г. он поступил вольнослушателем в православный Петроградский Богословский институт, где проучился два семестра.

В 1922 г. Курт Мусс был арестован и приговорён к 3 годам лагерей. Отбывал срок в Соловецком лагере, но в июле 1924 г. был досрочно освобожден и выслан в Ярославскую губернию. В 1926 г., благодаря ходатайству народовольца Николая Морозова, с которым познакомился в ссылке, он смог досрочно вернуться в Ленинград.

27 марта 1927 г., после сдачи экзамена на евангелическо-лютеранских библейских курсах, Курт Мусс был рукоположен в пасторы. В этот период он начал проводить богослужения на русском языке для русской лютеранской общины Иисуса Христа.  Весной 1929 г. русская лютеранская община Иисуса Христа получила в пользование здание церкви Святого Михаила на Васильевском острове. В этом приходе Курт Александрович проводил активную работу с детьми и молодежью, организовывал детские богослужения, создал систему кружков рукоделия и изучения Закона Божьего. Духовное воспитание юного поколения было чрезвычайно важно для него. Впоследствии прихожане вспоминали его как блестящего проповедника, обладавшего глубокой искренностью и неотразимой силой убеждения.

После принятия в 1929 г. закона о запрете религиозного образования и воспитания несовершеннолетних, в церквях начались массовые аресты. 17 декабря 1929 г. Курт был арестован (всего по делу проходили 86 человек) по обвинению в руководстве «контрреволюционной подпольной организацией, обрабатывавшей молодежь в антисоветском духе».

17 сентября 1930 г. пастор Мусс был приговорен Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО к 10 годам лагерей.  16 октября 1930 г. он прибыл в Соловецкий лагерь, в 1935 г. переведен в 14 отделение лагеря в Май-Губу, в 1936 г. – в лагерь близ поселка Оленье Мурманского округа. По постановлению Тройки НКВД Карельской АССР от 20 сентября 1937 г. Курт Мусс был повторно осуждён и 4 октября 1937 г. расстрелян. Реабилитирован 7 мая 1989 г.                                                                       

 

Портрет пастора из архива семьи Мусс-Тумм.


Октав  Вильгельмович  СИМОН,

(Oktav  Simon)

 

Октав Симон родился 19 апреля 1894 г. в Риге в семье бухгалтера. Детство провел в Москве, где учился в частной гимназии. Посещал лютеранскую церковь свв. Петра и Павла (Старосадский пер., 7/10), где и был конфирмирован в 1911 г.  

С 1914 по 1918 гг. Октав учился на богословском факультете Юрьевского университета, но курса не окончил. В 1915 г. он примкнул к московскому христианскому студенческому кружку под руководством В.Ф. Марцинковского, своего преподавателя литературы в гимназии. Состоял членом исполнительного комитета этого кружка и за свою деятельность в 1921 г. был арестован ЧК, но освобожден через 2 недели.

В начале 1918 г. Октав вернулся из Юрьева в Москву, работал делопроизводителем, затем около года в кооперации – в Самаре. С 1922 по 1924 гг. учился на Лютеранских курсах проповедников в Ленинграде, по окончании которых в 1924 г. был ординирован в пасторы. В том же году он начал нести служение в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Стрельнинской колонии.

Приход Святого Михаила с пастором Симоном связывают давние отношения: в апреле 1924 г. он становится приглашенным пастором в Русской общине им. Иисуса Христа. С 1930 по 1935 гг., после ареста пастора Курта Мусса, он несет основной объем служения в приходе Св. Михаила. В этот период Октав Симон также служит и в других лютеранских церквях Ленинграда – Св. Анны и Св. Екатерины.

17 мая 1935 г. пастор Симон был арестован, обвинялся по ст. 58-6 и 58-10 УК РСФСР. Так, его ходатайства заграничным церковным организациям об оказании материальной помощи нуждавшимся священникам и прихожанам были приравнены к шпионажу. 1 ноября 1935 г. Октав Симон по приговору Специальной Коллегии Ленинградского Областного суда был приговорен к лишению свободы сроком на 6 лет. Отбывал наказание в Беломоро-Балтийском и Сегежском лагерях. Дальнейшая его судьба пока не известна.

Октав Вильгельмович Симон был реабилитирован в 1992 г.

 

АУФСБ СПб ЛО, ф.арх.-след.дел, д.П-80626


Александр Карлович МИГЛЕ

 

Александр Карлович Мигле (Миглас) родился 13 сентября 1896 г. в Риге в мещанской семье. Окончив три класса городского начального училища, он начал работать посыльным в частных конторах Риги. В 1914 г. юноша приехал попытать счастья в Петербург, и в этом ему помог его дядя Герман Аушкап. Служивший в фирме «Зингер» заведующим отделом сбыта, дядя устроил племянника конторщиком в ту же компанию. В 1915 г. Александр сменил место работы на «Русско-английский банк», где и проработал до 1916 г. - тоже конторщиком. 

Осенью 1916 г. он был призван в армию и служил вплоть до Февральской революции 1917 г. в 171-м полку в Новгороде - рядовым. Из-за плохого зрения А. Мигле был демобилизован и вернулся на прежнее место работы – в банк. 

Революцию 1917 г. Александр Мигле не принял и даже некоторое время избегал работать в советских учреждениях. В марте 1918 г. он поступил конторщиком во 2-е отделение Народного банка, где работал до весны 1919 г., пока не был мобилизован в армию. С 1919 по 1921 гг. Александр проходил службу в Красной армии – рядовым, телефонистом, затем конторщиком - в Управлении военных сообщений и в политотделе 7-й армии. Он даже успел в течение года «походить» в кандидатах ВКП(б), но в партию так и не был принят: выбыл за неуплату членских взносов. После демобилизации А. Мигле поступил на работу в Ленинградский губернский отдел Народного образования – опять на должность конторщика. В Наробразе он проработал до 1923 г

Для приезжих с национальных окраин Российской империи центром столичной жизни являлась церковь. К середине 19-го века большая латышская община уже имела собственное здание на Загородном проспекте (№62) и насчитывала около 10 000 прихожан. С 1901 по 1923 гг. латышско-немецким приходом Христа Спасителя руководил пастор Иоганн Грюнберг. Вероятно, неожиданная смерть в 1923 г. этого духовного лидера латышей побудила прихожанина церкви Александра Мигле принять решение о поступлении на Петроградские богословские курсы. И. Грюнберг был последним латышским пастором, имевшим теологическое образование. Покойный до самой смерти руководил богословскими курсами, осуществляя подготовку пасторов и проповедников для лютеранских приходов в СССР. Определенно, со смертью Грюнберга положение латышей-лютеран ухудшилось, но благодаря работе богословских курсов в короткое время были подготовлены молодые кадры, дефицит которых остро ощущался с началом Первой мировой войны. 

Еще до окончания курсов Александр Мигле был ординирован – 31 октября 1924 г. На следующий год он возглавил Шведскую церковь Св. Екатерины в Ленинграде. В этом приходе он прослужит до 1935 г. Одновременно по заданию Высшего Церковного Совета он выезжает в командировки в Сибирь для окормления латышских колоний. В 1928 г. А. Мигле служил в Могилеве, Витебске, Костромской, Ярославской и Вологодской губерниях, где также обслуживал латышские колонии. С 1929 по 1934 гг. Александр Карлович служил пастором в Псковском приходе Св. Иакова. В 1932 г. он возглавил Латышский Высший Церковный Совет. 

К 1935 году Мигле состоял пастором сразу в трех городах: Ленинграде, Москве и Луге. С 1930 по 1935 гг. ему, в отсутствие постоянного пастора в приходе Св. Михаила, приходилось заменять арестованного пастора Курта Мусса. 

Пастор Мигле неоднократно арестовывался: впервые – в 1927 г., когда по подозрению в контрреволюционной деятельности в течение 10 дней находился под стражей. 27 октября 1937 г. он был арестован и помещен в тюрьму (ул. Воинова, 25). Вместе с ним по сфабрикованному делу «о контрреволюционной латвийской шпионско-повстанческой организации» были арестованы последние в СССР латышские пасторы. 

8 декабря 1937 г. пастор Александр Мигле был приговорен Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР к расстрелу. 15 декабря 1937 г. приговор был приведен в исполнение. Его судьбу разделил его брат Ян Мигле, тоже пастор, проходивший по тому же делу. Александр и Ян Мигле были похоронены на Левашовской пустоши. 

26 августа 1957 г. Алексадр Мигле был реабилитирован Военным Трибуналом ЛВО.


Пауль  (Павел  Иванович)  РЕЙХЕРТ

(Paul  Reichert)

 

Пауль Рейхерт родился 27 июня 1875 г. в городе Камышине Саратовской губернии, в семье немецких колонистов.

С 1898 по 1902 гг. учился на теологическом факультете Юрьевского (Дерптского) университета. 8 сентября 1902 г. был рукоположен в пасторы.

В 1902-1904 гг. Пауль Рейхерт преподавал в Теологической семинарии в г. Юрьеве. С 1904 по 1921 гг. служил пастором общины в городе Голый Карамыш (Бальцер) Саратовской губернии (Автономная область немцев Поволжья).

В 1921 г. Пауль Рейхерт переехал в Петроград, где до января 1933 г. служил настоятелем церкви Святой Екатерины в немецкой колонии Ново-Саратовка под Петроградом. Периодически служил в молитвенных домах пригородной колонии Овцыно и в Ново-Александровской немецкой колони в поселке Рыбацком.

Одновременно, в 1925-1932 гг. пастор Рейхерт являлся доцентом Ленинградских лютеранских библейских курсов (семинарии), где преподавал Катехизис и древнееврейский язык (семинария находилась в здании лютеранской церкви Св. Анны на Кирочной улице). В 1931 г. он обвинялся в религиозной пропаганде, но был оправдан судом.

В 1933-1937 гг. пастор Рейхерт служил настоятелем лютеранской церкви Св. Петра в Петрограде, где ему помогал его сын Бруно Рейхерт, тоже пастор. В 1935 г. Пауль Рейхерт также окормлял приход Святого Михаила на Васильевском острове, оставшийся без пастора после ареста Курта Мусса.

К концу 1937 г. Пауль Рейхерт и его сын Бруно оставались единственными действующими лютеранскими пасторами в СССР. 17 ноября 1937 г. они оба были арестованы по обвинению в шпионаже и 26 декабря 1937 г. были приговорены к высшей мере наказания. 3 января 1938 г. они были расстреляны, похоронены на Левашовской пустоши. Реабилитированы посмертно.

 

Копия портрета пастора любезно предоставлена лютеранской церковью Св. Петра.


Сергей  Робертович  ПРЕЙМАН

 

Сергей Робертович Прейман родился 30 октября 1956 г. в поселке Чихачёво Псковской области в семье служащих. Его предками были крепостные крестьяне из Эстляндии. 

Интерес к религии сблизил его, еще школьника, с настоятелем православной церкви в поселке Лисий Нос под Ленинградом, который оказал влияние на формирование религиозных взглядов мальчика. В юности Сергей Прейман не скрывал своих убеждений, поэтому после окончания школы путь к высшему образованию для него оказался закрыт. После службы в армии ему пришлось работать - на заводе, в порту: токарем, кузнецом, докером. Так, через овладение рабочими специальностями, Бог подготовил его к будущей работе настоятеля. В дальнейшем, когда Сергей Прейман возглавил приход Св. Михаила, эти навыки весьма пригодились ему при обустройстве старого церковного здания. 

Сергей Прейман получил богословское образование в Риге. Здесь он примкнул к движению лютеранского пастора Йозефа Баронаса, направленному на евангелизацию русскоязычного населения в Прибалтике. Он многому научился благодаря самообразованию; его всегда отличали не только глубина веры, но ясный ум и любознательность. Обладая широкой эрудицией в разных областях знаний, Сергей Робертович легко становился интересным собеседником для людей всех возрастов. 

В октябре 1993 г. Сергей Прейман был рукоположен в пасторы, а в ноябре - назначен настоятелем возрождавшегося прихода Св. Михаила. Через три года молодого пастора избрали пробстом русскоязычных приходов Церкви Ингрии. Это нелегкое бремя, сопряженное с поездками по всей стране, он нес до конца своей жизни. В течение шести лет (с 1996 г.) Сергей Робертович служил викарием Епископа Церкви Ингрии, занимал пост заместителя председателя Христианского Межцерковного Диаконического Совета (ХМДС), по поручению руководства Церкви Ингрии участвовал в международных христианских встречах. Христиане разных конфессий хорошо знали пастора Преймана по его частым выступлениям на радио «Теос», которые транслировались в прямом эфире. 

В 1990-е годы Сергей Прейман стал одним из самых ярких проповедников Петербурга. Его эмоциональные проповеди привлекали в приход всё больше людей, и община неуклонно возрастала. Пастор Прейман был увлечен идеей возрождения русского лютеранства, которое считал единственно приемлемой формой исповедания Христа, и искренно желал консолидации лютеранского общества.

Сергей Прейман жил на износ. Господь призвал его на излете, когда ему было всего лишь 47 лет, накануне начала масштабной реставрации здания. Память об этом удивительном человеке и служителе Божьей церкви продолжает жить в сердцах общины Св. Михаила.

Сергей Робертович Прейман скончался 28 ноября 2003 г. вследствие инфаркта, который настиг его прямо в церкви. Он похоронен в центре Волковского лютеранского кладбища, среди могил исторических прихожан церкви Св. Михаила, которая стала и его детищем.

 

Фото:  Татьяна Паас.