Янис Сермукслис

(1855 - 1912)*

*служил в приходе

в 1883-1887гг.

Пирс Фредерик Иоганн фон Моссин

(1863 - 1940)*

*служил в приходе с 1887г.

Александр Гефельфингер

(1886 - 1941)

Евгений Ганике

(1869 - 1948)



Янис  СЕРМУКСЛИС (Jānis  Sērmūkslis)

 

Янис Сермукслис родился 30 июля 1855 г. в поместье Лазберг Алуксненской церковной общины в семье учителя. В детстве мальчик получил воспитание  в немецком духе: говорил и писал по-немецки. С 1868 по 1871 гг. он учился в местной школе. Затем, под руководством Яниса Цимзе (выдающийся латвийский композитор-фольклорист), юноша проходил обучение в учительской семинарии города Валка, которую окончил в 1874 г. В течение последующих семи лет молодой педагог преподавал музыку, рисование и естествознание.

В 1880 г. Янис поступил в Петербургскую консерваторию, в класс органа известного преподавателя - профессора Луи Гомилиуса. По воспоминаниям современников, студент Сермукслис был очень трудолюбивым, тихим и серьезным, своим видом более напоминая священника, нежели музыканта. Его отличал поразительно тонкий слух: любимым занятием было определение высоты звучания колоколов петербургских церквей.

В 1883 г. Янис оканчивает консерваторию со званием «свободного художника». В знак особого поощрения его блестящих успехов ему была вручена Большая серебряная медаль. Его преподаватель Луи Гомилиус дал блестящий отзыв своему ученику, написав в рекомендательном письме о его выдающихся достижениях как органиста и хормейстера, «художника от Бога».

Янис Сермукслис вступил в должность органиста лютеранской церкви Св. Михаила сразу после окончания Консерватории – в 1883 г., и находился на этом ответственном посту «к полному удовлетворению своего начальства» вплоть до 1887 г. В это время он много концертировал в церквях Петербурга. Как и для многих музыкантов того времени, петербургский период его жизни стал борьбой за существование: свободное от службы время делилось на частные уроки, которые он давал ученикам ради дополнительного заработка к скромному жалованью церковного органиста.

Мысли о возвращении на Родину не оставляли его, и 8 июня 1886 г. Янис Сермукслис дает концерт органной музыки в церкви Св. Яниса в Валке. Следующим шагом, приблизившим его к Балтийскому побережью, стала победа в конкурсе на престижное место органиста в лютеранском соборе Святой Троицы в Лиепае в 1887 г. Готовясь к нему, 26 января 1887 г. молодой музыкант писал настоятелю церкви: «…набравшись храбрости, с воодушевлением отправлюсь на прекрасное состязание, каков бы ни был его результат, который нам неведом и который покоится в других Руках. В любом случае, мы будем честно и законно состязаться, и примем тот жребий, который нам выпадет».

Игру Сермукслиса отличало виртуозное исполнение, однако назначение в немецкую церковь спровоцировало конфликт с приходским советом: впервые в истории местной общины на органе играл человек «низкого», латышского происхождения. На предстоящие 25 лет в его распоряжение поступил самый большой механический орган в мире (131 регистр, 4 мануала, педаль).

Одновременно Янис преподавал пение в Лиепайской школе и руководил местным хором. Своим профессионализмом, ответственностью и трудолюбием Сермукслис завоевал уважение, получил известность как педагог, хормейстер и музыкальный критик.

Благодарим лютеранский собор Святой Троицы в Лиепае (Латвия) за предоставленные материалы и портрет Яниса Сермукслиса.

Янис Сермукслис умер 31 декабря 1912 г. (13 января 1913 г. по новому стилю) в возрасте 57 лет, перенеся операцию по удалению аппендицита. Он был похоронен в Лиепае на Северном кладбище. Могила не сохранилась.

 

Благодарим лютеранский собор Святой Троицы в Лиепае (Латвия) за предоставленные материалы и портрет Яниса Сермукслиса.

Пирс-Фредерик-Иоганн фон МОССИН

 

Пирс (Пётр Романович) Моссин родился 13 апреля 1863 г. в семье петербургских немцев-лютеран. Его предками были балтийские немцы, выходцы из Лифляндии. Отец Рейнгольд фон Моссин, потомственный дворянин и магистр фармации, служил лаборантом в петербургских аптеках. Мать Пирса Иоганна-Элиза (в девичестве Ринге) была уроженкой Дерпта.

Воспитание в семье фон Моссин, где, кроме Пирса, подрастали еще два брата – Оскар и Эдвин, проходило в немецком духе: в его основу закладывались порядок  и чувство долга. По окончании гимназического отделения Реформатского училища Пирс Моссин пошел по стопам старшего брата Оскара, ставшего юристом: в 1880 г. юноша поступает на юридический факультет Петербургского университета. Музыка оставалась для него увлечением и способом самовыражения. Постигая основы юриспруденции, Пирс сочетает учебу с пением в хоре Русского Музыкального общества. Окончив университет (1884 г.), он поступает в Петербургскую Консерваторию, в класс органа профессора Луи Гомилиуса. Как «перспективного» ученика его сразу принимают на высший курс и предоставляют льготы по оплате обучения. Выбор инструмента для Пирса стал данью осознания своей национальной идентичности, своей причастности к немецкой культуре: орган в то время воспринимался в обществе как немецкий инструмент.

Еще будучи студентом консерватории, в 1887 г. он поступает на должность штатного органиста в Лютеранский приход Св. Михаила. Здесь, в новом здании немецкой кирхи, 17 февраля 1887 г. состоялся его первый сольный концерт. С тех пор и на многие годы Пирс Моссин становится активно концертирующим музыкантом. Его концертными залами становятся лютеранские храмы Петербурга. Сборы от выступлений позволяют музыканту осуществлять благотворительную деятельность в помощь лютеранским общинам. Помимо богослужебной деятельности, органист добросовестно проводит большую работу в приходе: дает уроки пения и сопровождает многочисленные церковные обряды, получая при этом очень скромное жалованье.

В 1889 году Пирс успешно оканчивает консерваторию и год спустя получает диплом свободного художника. Необходимость заботиться о семье (в 1889 г. музыкант женился на Луизе фон Вайсман) вынуждает П. Моссина долгие годы сочетать музыкальную деятельность с юридической. В этом счастливом браке у супругов родились четыре дочери. Исключительное чувство долга перед семьей побуждает Пирса в том же году поступить на ответственную должность секретаря Коммерческого суда; двенадцатью годами позже, разбирая купеческие споры и дела о банкротствах, он дослужился до звания судьи. Его служба в судебном ведомстве, в общей сложности, продлится 28 лет – до 1917 г., когда царские суды будут упразднены новой властью.

В конце XIX века имя Пирса Моссина как органиста и органного эксперта становится широко известно в Петербурге. Он совмещает исполнительскую деятельность с дирижерской, получив на этом поприще заслуженное признание. Его приглашают возглавить любительский хор Немецкого общества “Singakademie”. Под его руководством коллектив выступает в лютеранских церквях столицы, и вскоре Пирс Моссин возглавляет еще один хор -  Немецкого музыкального общества мужского пения – “Männergesangverein”. Критики отмечали выучку хора и «музыкально продуманное, темпераментное дирижирование» руководителя. С 1902 г. Пирс Романович также становится дирижером оркестра Общества любителей—исполнителей камерной музыки.

С 1899 г. Моссин пробует себя в качестве педагога, преподавая игру   на фортепиано на Музыкально-драматических курсах Е. Рапгофа. Его долгая творческая жизнь была посвящена делу музыкального образования и просвещения, которому он отдал около 30 лет. Музицирование стало для него в значительной степени служением петербургской немецкой культуре, через которое он реализовывал свой творческий потенциал и помогал в этом своим коллегам-музыкантам.

Пирс Моссин умер 22 октября 1940 г. в возрасте 77 лет и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

 

Фотография из архива О. Р. Ницмана.


Александр Генрихович ГЕФЕЛЬФИНГЕР

 

Александр Гефельфингер родился 31 марта 1886 г. в селе Богоявленское при медеплавильном заводе Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Его отец – швейцарский подданный и лютеранин – служил бухгалтером на заводе. Генрих Гефельфингер был активным участником евангельского движения в России.

В 1893 г. семья переезжает в Австрию, где Александр в течение трех лет учится органной игре в Музыкальной школе Моцартеум. В 1901 г. он возвращается в Россию и поступает в Петербургскую консерваторию в класс органа Л. Гомилиуса. В 1909 г. оканчивает консерваторию с Большой серебряной медалью, после чего начинает службу органиста в Немецкой Реформатской церкви в Одессе. Вскоре начинается его самостоятельная концертная деятельность, создавшая ему репутацию «серьезного музыканта и одаренного органиста».

С 1910 по 1921 гг. Александр Гефельфингер преподает в Одесской консерватории, где получает звание профессора. Вскоре он переезжает в Петроград, где начинает преподавать в органном классе 4-го Музыкального техникума (ныне Музыкальное училище при Консерватории), также ведет музыкально-теоретические дисциплины, пробует себя в качестве композитора.

В 1923 г. Александр Гефельфингер становится одним из учредителей и членов Русской общины лютеранского и реформатского исповедания им. Иисуса Христа в Петрограде, которая в 1929 г. была объединена с немецким лютеранским приходом Св. Михаила.

В 1930-е годы, когда церковь испытывала гонения, музыкант не имеет возможности продолжать играть на органе и осваивает новый для себя инструмент – баян. Вскоре он начинает преподавать игру на баяне в техникуме и в консерватории, стремительно завоевав высокий авторитет в этой области.

С истинно христианским смирением Александр Генрихович переносит все многочисленные испытания, выпадавшие на его долю. Профессиональной карьере музыканта он предпочитает бескорыстное служение ближнему.

Александр Гефельфингер погиб в Ленинграде от голода в блокадную зиму 1941 г. В 1943 г. так же погибнет его сын-подросток. Их место захоронения неизвестно.

 

Копия портрета любезно предоставлена К. А. Филимоновым.

Евгений Александрович ГАНИКЕ
Карл-Евгений Ганике (Hanicke) родился 6 августа 1869 г. в семье петербургских немцев-лютеран. Его предки были выходцами из Саксонии.  Отец, Александр Богданович Ганике, прусский подданный и отставной военный, преподавал в военно-учебных заведениях, был автором нравственно-просветительских сочинений, в том числе, по естествознанию. К несчастью, брак родителей Евгения продлился всего лишь год: мать, урожденная Каролина Крецберг, умерла через неделю после рождения сына. Именно от матери, которая была преподавателем музыки, Евгений унаследовал музыкальные способности. 

Детство мальчика прошло в Мраморном дворце, где его отец служил домашним учителем в семье принца Петра Григорьевича Ольденбургского. Один из восьми детей принца – Александр – станет основателем Института экспериментальной медицины, работе в котором Евгений Ганике посвятит всю жизнь. 

В детстве Евгений учился в гимназии Гуревича и Третьей классической гимназии, по окончании которой в 1888 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь он выбирает для себя обучение на естественном отделении. При выпуске из университета Евгений продемонстрировал «весьма удовлетворительные» результаты в области физики, физической географии, химии, анатомии, зоологии, физиологии, минералогии, биологии, палеонтологии, ботаники, что позволило ему получить серебряную медаль. 

С юных лет Евгений Ганике был активным христианином, участвовал в благотворительной деятельности лютеранской церкви: состоял членом Комитета Евангелического Дома трудолюбия (Большой Сампсониевский пр., 97). По окончании университета (по 1-му разряду) молодой химик был принят на службу в Институт экспериментальной медицины, где начал свой путь помощником заведующего сифилидологического отдела. Через два года Е. Ганике был переведен в Физиологический отдел, которым руководил И.П. Павлов, и на последующие 42 года стал ассистентом знаменитого академика и его «правой рукой». 

В 1916 г. статский советник Евгений Александрович Ганике возглавил открывшееся при Институте физико-физиологическое отделение. Он владел всеми хирургическими и исследовательскими приемами и методиками, которые составляли основной интеллектуальный потенциал отдела. Через школу Ганике прошли почти все сотрудники павловского института. Один из них, академик Л. Орбели, в своем отзыве о Ганике писал, как о человеке «исключительно технического и конструкторского таланта… широко эрудированный и образованный в вопросах физики и химии, обеспечил Павлову всю техническую и методическую стороны работы как в области пищеварения, так и в области условных рефлексов Ганике разработал исключительно ценную методику изучения высшей нервной деятельности…». После смерти И.П. Павлова в 1936 г. научная деятельность Е. Ганике была связана с Институтом эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова в Колтушах (Всеволожский район Ленинградской области). 

Евгений Ганике был разносторонне одарён: владел шестью европейскими языками, играл на нескольких музыкальных инструментах – рояле, виолончели, фисгармонии и органе. В церкви Св. Михаила Евгений Ганике служил органистом, что для советского времени было смелым поступком. Но Бог хранил его от ареста, несмотря на то, что имя Ганике было хорошо известно в НКВД. В последние годы перед закрытием церкви – 1934-1935 гг. – Ганике фактически осуществлял руководство общиной. 

Для избранного круга сотрудников Института Ганике также устраивал концерты церковной музыки. Свой талант ученого он применил при механизации фисгармонии для игры в дуэте. Звук органной трубы использовался им в опытах на мышах при изучении условных рефлексов. Евгений Ганике является автором десятков научных работ, одна из которых, в частности, имеет название «О получении чистых звуков». 

Научно-исследовательская деятельность ученого имела исключительное значение для развития физиологии высшей нервной деятельности. За оригинальные и ценные научные работы («Краткая характеристика методики условных рефлексов и методики лабиринтов» и «Материалы к вопросу об образовании условных рефлексов у мышей») в 1942 г. Евгению Ганике была присуждена Премия Академии Наук СССР имени И.П. Павлова. Профессор Евгений Ганике пережил блокаду Ленинграда. Он был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За оборону Ленинграда». Его трудовой стаж в Институте экспериментальной медицины составил 56 лет! 

Выдающийся ученый, кандидат биологических наук и одаренный музыкант, Евгений Ганике умер 30 августа 1948 г. в возрасте 79 лет и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Его могила находится напротив мемориала академика И.П. Павлова. Автором памятников обоим ученым стал современник Е. Ганике - талантливый художник, архитектор, скульптор и сотрудник павловской биостанции в Колтушах - Иннокентий Федорович Безпалов. 

 

Копия портрета любезно предоставлена Музеем Института экспериментальной медицины.