Женщины прихода Св. Михаила

Мария Катарина Шарлотта Бетц

 

Мария Катарина Шарлотта Бетц (Boetz) родилась 13 ноября 1826 г., в многодетной семье петербургских немцев, уроженцев Берлина. Её родителями были портной мастер Иоганн Фридрих Бетц и Доротея Розина (урожденная Каммель). 27 декабря пастор Август Гиршфельд совершил обряд крещения.

3 июля 1850 г. в церкви состоялось бракосочетание Марии Бетц и Карла Фридриха Бракмана. Обряд венчания совершил пастор Давид фон Флитнер.

Супруг Марии Бетц был купцом. Он родился в семье золотых дел мастера Адама Бракмана в городке Феллин (Эстляндия).


Анна фон дер Брюгген

 

Анна Васильевна фон дер Брюгген (Brüggen, урожденная Бриземан фон Неттиг) была вдовой генерал-лейтенанта. Она родилась 5 сентября 1805 г. в семье командира Ревельского мушкетерского полка - полковника Вильгельма Ивановича Бриземан фон Неттига. Судя по всему, Анна происходила из небогатой семьи, будучи предпоследней в длинном списке братьев и сестер. Дочь Анны фон дер Брюгген Эмма родилась в 1842 г. в Астрахани, где в то время служил муж Анны Васильевны – Эрнст Дмитриевич фон дер Брюгген (1794-1863). Были у супругов еще три дочери и сын. 

Эрнст фон дер Брюгген, поступив юнкером в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду, до конца своих дней не расставался с военной службой. Не вдаваясь в подробности славной военной карьеры этого потомка курляндских баронов, можно сказать, что она была весьма успешна. Дослужившись до звания генерал-майора, он вместе с женой прибыл в Астраханскую губернию, где в 1838 г. вступил в должность Наказного атамана Астраханского казачьего войска, в коей и состоял до 21 апреля 1848 года. Возможно, после этого большая семья фон дер Брюгген переехала в Петербург. 

В Астраханской губернии доблестный генерал оставил о себе добрую память как исполнительный и инициативный чиновник. В частности, он позаботился о детях военных: утвердил в Астраханском институте благородных девиц 5 войсковых стипендий для офицерских дочерей войскового сословия, а в артиллерийском училище - 2 стипендии для образования офицеров артиллеристов. 

Его вдова Анна Васильевна фон дер Брюгген скончалась 13 ноября 1893 г. и была похоронена на Волковском лютеранском кладбище, рядом супругом.

 

Публикация об Анне фон дер Брюгген в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_388


Анна Антоновна Вельц

 

Анна Антоновна Вельц (Wölz) родилась 11 ноября 1886 г. в немецкой мещанской семье. Её родителями были купец Антон Августинович Вельц и Катарина Аделаида, урожденная Рухоф. Предки Анны Вельц приехали в Россию из Австрии еще в 18-м веке и до начала Первой мировой войны сохраняли австрийское подданство. Отец, как и дед, был булочником. В семье, кроме Анны, росли еще четверо детей, и все её члены были заняты в семейном бизнесе – выпечке сдобы по немецким рецептам. 

С конца 19-го века булочная-кондитерская Вельца была известна на Васильевском острове своей традиционно немецкой продукцией. Это прибыльное заведение, над входом которого красовался большой золоченый крендель на железном копье, располагалось на первом этаже причтового дома Лютеранской церкви Св. Михаила - Среднем пр., 18. Семья жила тут же – в квартире №1, примыкавшей к булочной. В церкви Св. Михаила купец Вельц крестил своих детей, все члены его семьи принадлежали к этому приходу. 

В истории нашей общины семья булочника Вельца стали примером редкого единодушия и преданности родному приходу в трудные годы гонений на церковь. В 1920-е годы сам Антон Вельц, его жена и дети входили в состав приходского совета церкви. В 1919 г. в первый состав советской «двадцатки» были избраны Анна Вельц и ее брат Владимир. Член «двадцатки» был обязан заполнить подробную анкету, состоявшую из 9 пунктов, в которой помимо полного имени, года рождения и адреса требовалось указать социальное положение, образование, занятие до революции, сословие, имущественное положение (средства существования), место работы и должность, с какого времени находится в «двадцатке». Член «двадцатки» также писал заявление в отдел Регистрации при Василеостровском райисполкоме, в котором принимал на себя ответственность за сохранность церковного имущества, переданного государством в аренду общине. 

Анна Вельц имела членство в «двадцатке» в течение 10 лет. За это время произошло много событий в ее жизни: булочная отца была национализирована, она из продавщицы превратилась сначала в безработную, потом – в конторщицу. Это были наиболее трудные годы в жизни прихода, когда формировались официальные отношения с советскими органами. Но даже в годы гражданской войны, разрухи и голода приход выживал, отстаивая свое законное право на свободу совести. 

В 1929 г. по собственному заявлению Анна Вельц вышла из состава «двадцатки» в связи с переездом в Москву, где в это время работал ее брат Франц (впоследствии он был репрессирован). Видимо, этот переезд уберег ее, когда в конце 1929 г. по делу пастора К. Мусса были арестованы многие активисты прихода Св. Михаила. Какое-то время спустя она вернулась в Ленинград и устроилась работать на завод «Светлана». Пришлось уехать с родного Васильевского и поселиться поближе к работе – в районе Удельной, на Костромском проспекте. Здесь ее застала война. 

Русская лютеранка Анна Антоновна Вельц погибла в блокаду в феврале 1943 г. и была похоронена на Пискаревском кладбище. Ей было 57 лет.

 

Публикация об Анне Вельц в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_467


Амалия Грошопф

 

Амалия Грошопф (Groschopff) родилась 23 января 1806 г. в многодетной петербургской семье. Ее отцом был нотариус, выходец из немецкого города Любек, Иоганн Готлиб (Иван Федорович) Грошопф. Мать Анна Беата (Анна Карловна), урожденная Эстедт, происходила из семьи академика Академии художеств и ювелира Карла Фридриха Эстедта. Родители Амалии с конца 18-го века принадлежали к приходу Св. Михаила, когда он еще назывался домовой церковью Сухопутного шляхетного корпуса (с 1800 г. – Первый кадетский). 

Амалия была средней дочерью среди десяти братьев и сестер, некоторые из которых умерли в детском возрасте. Ее детство и молодость прошли на Васильевском острове, "на брегах Невы", где на углу 18-й линии у семьи Грошопф был небольшой особняк. 

Амалия Грошопф вышла замуж за дальнего родственника матери, сына старосты шведского прихода Св. Екатерины в Петербурге – Карла Густава (Густава Карловича) Борга (1792-1865). Карл Борг с малолетства служил на Кронштадской таможне и к 1826 г. уже достиг положения младшего чиновника. Благодаря полученному чину коллежского асессора он к тому времени приобрел право на получение потомственного дворянства. В 1847 г. статский советник Г.К. Борг вышел в отставку в звании управляющего Ревельским таможенным округом. 

Амалия Ивановна Грошопф (Борг) скончалась 31 марта 1874 г. в возрасте 68 лет.

 

Публикация об Амалии Грошопф в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_560


Анна Беата Грошопф

 

Анна Беата Грошопф (Гросшопф, Groschopff, Großschopf) родилась 19 февраля 1773 г. в семье обрусевших шведов - преподавателя и назначенного академика Академии художеств Карла Фредрика Эстедта и его жены Анны Кристины (в девичестве Борг). Отец Анны Беаты был гравером и золотых дел мастером, в Академии он преподавал в классе «отливки из металла и чеканки». Его жена происходила из семьи шляпного мастера из Упсалы. 

2 марта 1793 г. в домовой церкви Первого кадетского корпуса (так тогда называлась церковь Св. Михаила) состоялось венчание девицы Анны Эстедт и уроженца немецкого города Любек Иоганна Готлиба Грошопфа. Этот брак положит начало большому роду Грошопф, представителям которого в XX веке предстоит изменить ход истории Российской империи. 

В экономическом отношении это был успешный брак: муж Анны Карловны владел фирмой «Христиан Фридрих Шаде и сын», которая занималась экспортом хлеба из России. В 1808 г. супруги приобрели трехэтажный особняк на набережной Невы и два соседних дома. Через два года после женитьбы Иоганн Грошопф был зачислен на должность публичного нотариуса, а затем поступил консулентом (стряпчим) в Городскую Юстиц-коллегию Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. К тому времени его большой дом звенел детскими голосами. 

Согласно метрическим записям, у супругов Грошопф родилось 13 детей: Карл (1793), Александра (1794), Густав (1797), Иоганн (1798), Катарина Амалия и Анна (1799), Катарина Элеонора (1801), Констанция (1803), Каролина (1804), Амалия Шарлотта (1805), Фридрих (1808), еще одна дочь – в 1814 г. Несколько детей умерли в младенчестве. Сыновья в этой семье стали чиновниками и принесли немало пользы Отечеству. Значительный вклад в развитие жизни общины Св. Михаила был сделан старшим сыном Карлом-Фридрихом, который, как и его мать Анна, были наиболее активными прихожанами в этой семье. 

Внучка Анны Грошопф – Анна Веретенникова - оставила словесный портрет своей бабушки, которую она навещала в семейном особняке на углу 18-й линии Васильевского острова (№1): «Бабушка моя, должно быть, была очень хороша собой; я хорошо помню ее лет 60 от роду, и тогда она носила следы красоты, держалась всегда прямо, наружностью своей и туалетом очень занималась до самой смерти... она с утра затягивалась в корсет, взбивала волосы и румянилась».

Анна Карловна Грошопф покинула этот мир 23 февраля 1847 г. в возрасте 74 лет и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Анне Грошопф в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_582


Каролина Терезия Грошопф

 

Каролина Терезия Грошопф (Гросшопф, Groschopf, Großschopf) родилась 17 ноября 1804 г. в Петербурге, на Васильевском острове, о чем в книге родившихся и крещенных прихода Св. Михаила была сделана запись. Ее родителями были наши прихожане – балтийский немец Иоганн Готлиб (Иван Федорович) Грошопф и шведка Анна Беата, урожденная Эстедт (Оestedt, Öhrstedt). Каролина была седьмым ребенком в большой семье нотариуса Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел. Кроме Каролины, в семье росли трое братьев и четыре сестры. Еще двое детей (мальчик и девочка), видимо, умерли в младенчестве. 

Детство Каролины прошло в собственном доме семьи Грошопф, который принадлежал им несколько десятилетий. Старинный трехэтажный дом по сей день стоит на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 18-й линии (№ 41/1) Васильевского острова. 

Каролина Ивановна вышла замуж за коллежского секретаря Владимира Ивановича Бьюрберга (Биурберга – Biurberg, B'jurberg). Ее муж, хотя и был родом из Финляндии, в то же время являлся потомком итальянских художников Градицци, оформлявших императорские дворцы столицы и пригородов. 

Этот, с обеих сторон лютеранский, брак имел удивительное и достойное продолжение: у четы Бьюрберг родилась дочь Наталья (1836-1909), которая впоследствии вышла замуж за штабс-капитана Николая Ивановича Шемякина. 25 марта 1858 г. у супругов Шемякиных родилась дочь Мария, а 21 апреля того же года в Часовне Лейб-гвардии Финляндского полка состоялось крещение младенца. Восприемником девочки был записан родной брат Каролины Грошопф – Карл Иванович, также наш прихожанин. Внучка Терезы Грошопф, Мария Шемякина, стала женой последнего Морского министра Российской империи - Ивана Константиновича Григоровича, а внук Терезы Ивановны, Николай женился на племяннице протоиерея Иоанна Кронштадтского – Руфине Цветковой.

Каролина Ивановна Бьюрберг (Грошопф) скончалась 31 декабря 1877 г. в возрасте 73 лет и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Каролине Грошопф в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_472


Катарина Элеонора Грошопф

 

Катарина Элеонора Грошопф (Гросшопф, Groschopf,Großschopf) родилась 3 апреля 1801 г. в многодетной семье прихожан церкви Св. Михаила - петербургского купца и публичного нотариуса Юстиц-коллегии Иоганна Готлиба Грошопфа и его жены Анны Беаты (в девичестве Эстедт). 24 апреля того же года пастор Генрих Гейнемейер крестил младенца в домовой церкви Первого кадетского корпуса (так тогда называлась церковь Св. Михаила). 

Лучшая половина жизни Катарины прошла на берегу Большой Невы - в особняке на углу 18-й линии Васильевского острова. Отцовский дом девушка покинула поздно: в возрасте 36 лет она вышла замуж за провинциального чиновника - титулярного советника Константина фон Эссена. Муж увез молодую жену в Казань. Как оказалось, ненадолго… 

Семейное счастье Екатерины Ивановны длилось три года: в 1840 г. она овдовела, в том же году скончалась от туберкулеза легких ее родная сестра Анна, бывшая замужем за петербургским врачом А.Д. Бланком. Заботу об осиротевших племянниках пришлось взять на себя сестре Анны Ивановны - Екатерине. После смерти сестры на ее попечении осталось шесть детей, а своим племянницам Анне, Любови, Екатерине, Марии и Софье она приходилась крестной матерью. «Строгая немецкая тетя» занималась домашним образованием детей, в том числе, учила иностранным языкам – французскому, немецкому, английскому - и игре на фортепиано. 

В апреле 1841 г. доктор Бланк решил вступить в брак с Екатериной Ивановной, но по закону церковный брак с крестной матерью его детей был невозможен. Тем не менее, невзирая на двусмысленность своего положения, Екатерина Ивановна вместе семьей покойной сестры уехала в Пермь, куда штаб-лекарь Бланк получил назначение. Её положение в семье доктора было определено формулировкой «гражданская жена». 

Выйдя в 1847 г. на пенсию, доктор Бланк осел в Казанской губернии, где им было приобретено имение Кокушкино. Однако спокойной старости у новоиспеченного помещика не получилось: через два года, покончив с собой, погибнет его старший сын Дмитрий, 19-летний студент Казанского университета. Пять дочерей одна за другой покинут родительский дом, выйдя замуж за учителей. 

Екатерина фон Эссен умерла 7 сентября 1863 г. в возрасте 62 лет и была похоронена вдали от невских берегов – на кладбище села Черемышево Казанской губернии.

 

Публикация о Екатерине Грошопф в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_625


София Юлия фон Кригер

 

София Юлия фон Кригер (Krüger, Крюгер) родилась 2 января 1817 г. в семье петербургского биржевого маклера Карла-Теодора-Франца Лавеццари (Lavezzari) и его жены Юлианы-Каролины, урожденной Матисен (Matthiessen). Отец Софии, хотя и был уроженцем Гамбурга, имел итальянское происхождение. Ее старший брат Андреас (Андрей Карлович) стал художником и архитектором. 

София вышла замуж за Генриха-Фридриха фон Кригера. В этом браке родились три дочери – Юлия-София (1844), София-Мария (1849), Луиза-Юлия (1853). Муж умер в 1865 г., дослужившись до звания действительного статского советника. 

София Кригер пережила мужа и детей. Почти всю жизнь она прожила на Васильевском острове, недалеко от церкви Св. Михаила – сначала на 4-й линии, затем на Среднем проспекте, 34, куда переехала в 1870-е годы. До конца своих дней она сохраняла преданность родному приходу, выделяя из скромных вдовьих средств малую лепту для пожертвований. 

София Карловна Кригер покинула этот мир 28 марта 1905 г. в возрасте 88 лет. Она была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Софии фон Кригер в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_532


Эрика Эдуардовна Кубилюс

 

Эрика Эдуардовна Кубилюс (урожденная Кюн/Kühn) родилась 18 сентября 1892 г. в Ревеле (Таллинн, Эстония). Её отцом был кузнечный мастер Эдуард Бернгард Якоб Кюн, мать – Альвина Эмилия (в девичестве Сульк). 

До революции Эрика окончила гимназию и работала помощником бухгалтера в Обществе кожевенных заводчиков (Невский, 55). Затем перешла в Товарищество производства машин для надобностей строительного дела - Шторер и Ко., ведая там экспедицией и регистратурой. Работницей Эрика, по мнению начальства, была аккуратной и добросовестной. После 1917 г., будучи замужем за Михаилом Германовичем Кубилюсом, она находилась на иждивении у супруга. Муж Эрики служил то счетоводом на заводе им. Козицкого, то электромонтером и управдомом в ЖАКТе. 

Еще до революции Эрика Кубилюс присоединилась к лютеранской общине Св. Михаила. С 1919 г. и до закрытия церкви в 1935 г. она являлась членом «двадцатки» (приходского совета). В трудное и опасное время гонений на христианскую церковь эта молодая женщина и мать двух дочерей - Ильзе и Гертруды - не побоялась активно участвовать в жизни немецкого лютеранского прихода. 

Муж Эрики тоже был немцем-лютеранином. В их большой трехкомнатной квартире на 8-й линии Васильевского острова царил дух просвещенности: в семье говорили на четырех языках – русском, литовском, немецком, французском, знали английский, увлекались живописью. В общении между членами семьи преобладал немецкий. Знание языков вскоре пригодилось Эрике Эдуардовне в ссылке, куда она была отправлена вместе с мужем. 

10 марта 1935 г. тихая жизнь этой семьи была нарушена навсегда. В 1930-е годы любой советский немец воспринимался органами НКВД как шпион, поэтому и Михаил Кубилюс как «социально опасный элемент» был арестован и подлежал высылке в Казахстан. Следом за мужем обязали выехать и жену. 

Их путь лежал в Актюбинскую область, село Иргиз. Не являясь обвиняемой, Эрике Кубилюс также предстояло провести 5 лет в казахстанской ссылке. Две дочери-пионерки оставались в Ленинграде на попечении тети и писали письма в разные инстанции, умоляя вернуть им родителей или хотя бы маму, у которой было больное сердце. Но никто из высоких партийных начальников не пожелал их услышать. Ответ властей был непреклонным: «…личного преступления не имеется… Для освобождения нет основания». 

Со временем Эрика Эдуардовна перебралась в Кустанай, где в только что открывшемся учительском институте нашла работу преподавателя немецкого языка. Ее муж умер в очередной ссылке - в Карлаге. Михаилу Кубилюсу было 44 года. Спустя годы Эрика Кубилюс всё же воссоединилась с дочерьми. 

8 марта 1957 г. супруги Кубилюс были реабилитированы постановлением Президиума Ленинградского городского суда. После войны Эрике Эдуардовне с большими трудностями удалось вернуться в Ленинград. Ей выделили жилье в коммунальной квартире на Большой Конюшенной улице (дом №12). Однако по иронии судьбы она умерла не в любимом городе на Неве, а в Кустанае, находясь в гостях у дочери Ильзе - в 1973 году. Здесь же, в казахстанской земле, она была похоронена. Внук Эрики Кубилюс Константин и его семья продолжают жить в Кустанае (теперь он называется Костанай), где мы чудесным образом нашли его. Благодарим Константина Паркевича за предоставленные фотографии и биографические материалы.

 

Публикации об Эрике Кубилюс в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_394 и https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_763


Анастасия Лауниц

 

Анастасия Лауниц (Launitz), в девичестве Кранц, родилась 28 января 1817 г. Она вышла замуж за купца 3-й гильдии и бракера древесных масел Карла Вильгельма Лауница. Её муж Карл Иванович был родом из балтийских немцев, а семья Лауниц с 19-го века принадлежала к приходу Св. Михаила. 

У супругов Лауниц родились дети: сыновья Вольдемар (1847-1896), Константин (1848-1902), Вольдемар Генрих (1853-1911), дочери Ольга-Елизавета-София и Анастасия-Мария (1860). Рано овдовев (муж Карл умер в 1861 г. в возрасте 50 лет), Анастасия Лауниц вместе с сыновьями продолжали сохранять преданность общине Св. Михаила. Сын Константин, окончив гимназию Карла Мая и став коммерсантом, покинул Россию. Дольше всех оставался в приходе младший сын Вольдемар Генрих. Он принес много пользы приходу, трудясь в комитете сиротского дома и школы при нем. 

Анастасия Лауниц скончалась 28 марта 1893 г. в возрасте 76 лет и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Анастасии Лауниц в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_563


Аделаида Эльмира Мазинг

 

Аделаида Эльмира Мазинг (Masing, в девичестве фон Унгерн-Штернберг) родилась 16 мая 1809 г. на мызе Пюркси в Эстляндии. Она происходила из старинного рода балтийских немцев. Её родителями были барон Карл Иоганн Эммануэль фон Унгерн-Штернберг и его жена Августа Магдалена (урожденная Розен), портреты которых можно увидеть ниже. Детство Иды прошло в сельской местности среди 10 братьев и сестер. 

12 февраля 1836 г. на родине невесты состоялось бракосочетание Иды и Карла Мазинга. После свадьбы молодожены поселились на острове Эзель (ныне Сааремаа), где муж Иды служил пастором в сельском приходе Св. Анны в местечке Мустьяла. Здесь родился их первенец – сын Михаил, будущий генерал от артиллерии. После него один за другим появились на свет еще пятеро сыновей: Альберт, Эрнст, Леонгард, Рихард, Бертольд. На 14-м году совместной жизни Бог благословил супругов двумя дочерьми – Марией и Бертой.

Супруги прожили в браке 42 счастливых года, дав жизнь восьмерым детям. Карл и Ида Мазинг воспитали своих детей достойными гражданами. Их сыновья Эрнст и Михаил были чрезвычайно деятельными прихожанами церкви Св. Михаила. На протяжении многих лет братья трудились в церковном совете, Эрнст Мазинг как врач помогал церковному сиротскому дому заботиться о воспитанниках. Все сыновья нашли свое призвание в жизни: Альберт стал пастором церкви Св. Марии на Петроградской стороне, Рихард и Бертольд - инженерами, Леонгард - физиологом. Дочь Берта работала учительницей в школе для глухонемых. 

В 1860 г. большому семейству пришлось покинуть родной край и перебраться в столицу Империи, куда муж Иды, пастор Карл Мазинг, был призван на служение в лютеранском приходе Св. Михаила. В Петербурге Ида Мазинг стала неутомимой помощницей своему мужу, на долю которого выпало бремя строительства каменного здания церкви на Среднем проспекте. На постройку недоставало средств, поэтому жена пастора у себя на квартире проводила лотереи с целью сбора денег. Усилия фрау Мазинг и дамского благотворительного комитета прихода заслужили похвалу потомков и благодарность церковного совета. 

Ида Мазинг скончалась 2 ноября 1894 г. в Петербурге в возрасте 85 лет, пережив любимого мужа на 16 лет, и была похоронена рядом с ним на Смоленском лютеранском кладбище. Их могилы не сохранились.

 

Публикация об Иде Мазинг в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_657


Розалия Молво

 

Розалия Молво (Мольво, Molwo) родилась 31 января 1821 г. в семье Буш. Она вышла замуж за уроженца Риги Бернгарда (Бориса Ивановича) фон Молво (1804-1858). Её муж носил чин надворного советника и занимал должность экзекутора в Главном управлении ревизии государственных счетов. 

В этом браке родились братья-близнецы Виктор и Валериан (1849), дочери - Розалия (1851), Наталья (1854), Леонтина. Все дети были крещены в церкви Св. Михаила пастором Давидом Флитнером. 

Розалия Молво умерла 18 марта 1903 г. в возрасте 82 лет и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Розалии Молво в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_570


Луиза Александровна Мусс

 

Луиза Мусс (Muss) родилась 19 ноября 1901 г. в семье петербургских немцев-ремесленников. Ее родителями были гравер Александр Мусс и дочь портного мастера Александрина Досс. Из четырех детей в этой семье Луиза была самой младшей и единственной дочерью. 

В 1905 г. глава семьи Александр Августович покинул этот мир, и все заботы о детях легли на плечи его вдовы Александры Адольфовны. Несмотря на трудности, все дети в семье Мусс получили отличное образование в гимназии Анненшуле, которую Луиза окончила в 1918 г

Весной 1929 г. вместе с Русской лютеранской общиной им. Иисуса Христа, которой было передано здание лютеранской церкви Св. Михаила, Луиза пришла в кирху на Среднем проспекте, 18. С 1926 г. этой общиной руководил брат Луизы – Курт Мусс. Из всех действовавших в то время лютеранских приходов Ленинграда обновленная община Св. Михаила, состоявшая, в основном, из обрусевших немцев, выделялась большой работой, которою пастор и его помощники-прихожане проводили среди детей и молодежи. В числе таких активистов была и Луиза Мусс. 

День 17 декабря 1929 г. стал «черным» в истории прихода Св. Михаила: вместе с пастором Муссом и другими прихожанами была арестована и Луиза. Следствие по ее делу длилось 9 месяцев, после чего она была осуждена на 3 года лагерей и 3 года ссылки. 

По возвращении в Ленинград Луиза вышла замуж за товарища по летнему лагерю в Стрельне – Отто Тумма (Thumm). Муж Луизы, прежде учившийся на Лютеранских библейских курсах, теперь работал младшим экономистом в планировочно-геодезическом отделе Ленсовета. Однако счастье молодой семьи длилось недолго: в связи с начавшейся паспортизацией им, имевшим судимость, пришлось выехать из Ленинграда - на родину мужа, в Грузию. Здесь, в немецком селе Траубенберг, у четы Тумм один за другим родились сыновья – Лотар-Курт и Ульрих. 

В 1937 г. за Отто и Луизой пришли во второй раз. На этот раз мужа и жену разлучили навсегда: Отто отбывал срок в Узбекистане, строя оросительный канал, затем был этапирован на Колыму; Луиза валила лес в только что открывшемся Усольлаге (Свердловская область). Через два года ей как имеющей малолетних детей лагерь был заменен ссылкой в Казахстан, где она сначала преподавала немецкий язык, затем долгое время работала фельдшером в сельской больнице. Прожив в Казахстане более 40 лет, она оставила о себе добрую память и уважение в сердцах односельчан. За свой тяжелый и многолетний труд Луиза Александровна была награждена медалью «Ветеран труда». 

Луиза Александровна Мусс (Тумм) умерла 5 сентября 1983 г. в возрасте 81 года, на 40 лет пережив своего мужа, погибшего в лагере. Она похоронена на кладбище казахского села Михайловка, в котором прожила последние 28 лет своей трудной и полной драматизма жизни.

 

Публикация о Луизе Мусс в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_473


Анна Мария Элизабет Паль

 

Анна Мария Элизабет Паль (Pahl) родилась 1 января 1818 г. в семье купца Иоганна Николая (Николай Михайлович) Деринга (Döring). Деринги были родом из Гамбурга и имели членство в приходе Св. Михаила. Трое из этой семьи входили в состав церковного совета. В Петербурге они владели шпалерной мануфактурой (в дальнейшем - обойная фабрика) на берегу реки Ждановки. 

Мужем Марии стал купец 2-й гильдии Якоб-Михаэль Паль, уроженец немецкой колонии Ново-Саратовка под Петербургом, к тому времени уже переехавший на столичную окраину – в село Смоленское за Невской заставой. Начиная с 1831 г. он торговал здесь полотном. Поженившись, супруги вместе (и одними из первых в округе) начали создавать свой бизнес – ткацкое производство. Начинали с одной деревянной лачуги возле Шлиссельбургской дороги (ныне пр. Обуховской обороны, 70), где выделывали ситец, который здесь же и красили. Несмотря на купеческое звание, муж Якоб был единственным рабочим на этой «фабрике», вместе с женой Марией они возили продавать произведенные собственными руками ткани прямо с ручной тележки. Со временем Якоб и Мария Паль приобрели лошадь, и дело стало развиваться. Вскоре оно выросло до размеров ситцево-печатной фабрики, в конце века ставшей одним из крупнейших предприятий полного цикла в России, - «Александро-Невской мануфактурой». 

Семья Паль жила рядом с фабрикой в собственном каменном доме, который требовал забот хозяйки. Вскоре он наполнился детскими голосами. Супруги были многодетными родителями, у них родилось восемь детей: Конрад (1837), Карл (1845), Анна (1849), Альберт (1851), Николай (1844), Мария (?), Теодор (1853), Адольф (1859). Все дети были крещены в приходе Св. Михаила. Через эту семью приумножалась община. 

Сыновья Карл и Николай продолжили семейное дело: Карл после смерти отца в 1883 г. возглавил Александро-Невскую ткацкую мануфактуру, Николай руководил Чугунно-литейным, алебастровым и механическим заводом на Рижском проспекте. Благодаря труду большой семьи к концу 19-го века на углу Шлиссельбургского проспекта и Ситцевого переулка Палям принадлежали уже 4 дома. 

Жизнь богатой купчихи Марии Паль не была беспечной, но была подчинена строгому порядку – так называемым трем немецким «К»: церковь, дети, кухня. Уже на склоне лет вдову фабриканта Паля видели в заводской лавке, торгующей овощами, выращенными на домашней ферме под Лугой. По свидетельствам знавших фрау Паль, характер она имела решительный и даже суровый. 

Вдова потомственного почетного гражданина Мария Николаевна Паль покинула этот мир 15 ноября 1900 г. в возрасте 82 лет и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Марии Паль в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_531


Екатерина Пенгу

 

Катарина Пенгу (Пэнгу, Pingoud) родилась ранним утром 14 июня 1883 г. Её родителями были пастор церкви Св. Михаила Гвидо Пенгу и его жена Эмилия Мария (урожденная Сеземан). Крещение младенца состоялось 24 августа в доме пастора Николая фон Руктешеля. При крещении девочка получила пять восприемников, которые приходились родственниками её матери. Эмилия Пенгу происходила из рода Меларт-Сеземан, давшего Финляндии двух композиторов – Эркки Мелартина и Фредрика Пациуса. 

В доме пастора Пенгу музыкой увлекались все. Сам глава семьи прекрасно играл на рояле. Младший брат Екатерины Эрнст стал композитором. 

Екатерина была старшей дочерью. Кроме нее, в доме подрастали еще четверо детей: три брата - Гвидо, Эрнст и Николай - и сестра Шарлотта. Помимо музыки, родители и дети интересовались философией. Родным языком для всех был немецкий. Гвидо Пенгу, хотя и вырос в селе под Одессой, но имел швейцарские корни. 

Еще молодой девушкой Екатерина Гвидовна начала работать библиотекарем. В 1911 г. судьба свела ее с графом Валентином Зубовым, который в то время активно занимался созданием Института истории искусств, расположившемся в его особняке на Исаакиевской площади. Энергичному ценителю прекрасного Екатерина помогала в организации институтской библиотеки. 29 ноября 1917 г. она вышла за него замуж. 

Худшего времени, чем дни большевистского переворота, не придумать для создания семьи. Но влюбленные не желают ждать, а дети на свет появляются в срок. Так, 24 августа 1918 г. у Екатерины и Валентина родился сын Иван. Однако появление на свет ребенка уже не смогло спасти брак его родителей. В октябре 1918 г. супруги расстались. Причина их разрыва неизвестна… Можно предположить, что поводом для развода стали частые аресты мужа. 

Сын Екатерины Гвидовны Иван был вывезен свекровью в Финляндию, где воспитывался вместе с другими детьми Валентина Зубова. В последствии Иван Зубов стал музыкантом Штутгартского симфонического оркестра. До конца своих дней (умер в 2015 г.) он активно помогал Институту истории искусств в Петербурге, созданному его родителями. 

Екатерина Гвидовна Пенгу умерла в эмиграции, в Штутгарте, в 1966 г. в возрасте 83 лет.

 

Публикация о Екатерине Пенгу в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_676


Шарлотта Пенгу

 

Шарлотта Пенгу (Pingoud) родилась 12 января 1889 г. в семье пастора церкви Св. Михаила Гвидо Пенгу и его жены Эмилии, урожденной Сеземан. Кроме Шарлотты, у супругов было еще четверо детей. В этой большой семье все, начиная с родителей, увлекались философией и музыкой. 

Шарлотта получила образование на философском факультете Мюнхенского университета, став доктором наук. В 1914 г. в издательстве «Greiner & Pfeiffer» (Штуттгарт) на немецком языке вышла в свет ее докторская диссертация – «Grundlinien der ästhetischen Doktrin Fr. Schlegels» («Основные черты эстетической теории Фридриха Шлегеля»). 

По возвращении в Россию, в августе 1914 г. девушка была принята на работу в Бюро магистра ботаники Р.Э. Регеля. Для семьи Пенгу это было трудное время: умирал от рака отец Шарлотты – пастор Гвидо Пенгу, началась Первая мировая война, а вместе с ней наступили худшие времена для русских немцев. Бюро по прикладной ботанике Регеля, куда Шарлотту приняли корреспонденткой, находилось недалеко от ее дома (Средний пр., 19) - на Малом проспекте Васильевского острова, д.1. В этом учреждении занимались практическими вопросами растениеводства, в частности, изучением хлебных злаков и лесопосадок, их селекцией. Бюро издавало журнал "Труды по прикладной ботанике". В обязанности молодой образованной сотрудницы входило написание переводов научных статей, занятия корректурой и библиотечная работа. 

Дальнейшая судьба Шарлотты Гвидовны Пенгу в советской России пока не известна.

 

Публикация о Шарлотте Пенгу в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_544


Эмилия Мария Пенгу

 

Эмилия Мария Пенгу (Pingoud), в девичестве Сеземан, родилась 9 февраля 1861 г. Эмилия была младшим ребенком среди 12 детей в семье выборгского и петербургского купца Георга Германа Сеземана и его жены Амалии Шарлотты (в девичестве Меларт). Семье Сеземан принадлежало имение Тиккала в окрестностях Выборга, где выросла не только Эмилия, но впоследствии и ее дети. 

Сеземаны состояли в родстве с известными финскими композиторами - Эркки Мелартином, музыка которого по сей день исполняется в лютеранской церкви, и Фредриком Пациусом, написавшим гимны Эстонии и Финляндии. Отличался музыкальностью и избранник Эмилии – молодой пастор Гвидо Пенгу прекрасно играл на рояле. 

24 августа 1882 г. в церкви Св. Михаила в Петербурге состоялось венчание Гвидо и Эмилии. В этом браке, который продлился 32 года, у супругов Пенгу родилось пятеро детей: дочери - Екатерина (1883) и Шарлотта (1886), сыновья – Николай Герберт (1884), Эрнст (1887) и Гвидо (1891). Все дети получили прекрасное образование, в том числе, в Германии. Трое из них имели ученые степени по философии. Атмосфера в семье была наполнена особой духовностью. Сын Эрнст Пенгу стал известным композитором, старшая дочь Екатерина работала библиотекарем в Институте искусств, сын Герберт служил инженером, погиб в Первую мировую войну. 

Эмилия Егоровна Пенгу пережила своего мужа на 14 лет. Она скончалась 18 ноября 1928 г. в вынужденной эмиграции в Финляндии в возрасте 67 лет и была похоронена на кладбище Сóрвали в окрестностях Выборга. Могила сохранилась.

 

Публикация об Эмилии Пенгу в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_575


Мария Магдалена фон Сивербрик

 

Мария Магдалена фон Сивербрик (Sieverbrück, в девичестве Адамсон) родилась 11 мая 1772 г. в Дерпте (ныне Тарту). 14 октября 1806 г. в лютеранской домовой церкви Первого кадетского корпуса при участии пастора А. Гиршфельда состоялось венчание титулярного советника Иоганна Иоахима (Иван Ефимович) фон Сивербрика и девицы Адамсон. Жених был младше невесты почти на шесть лет. 

Избранником Марии стал уроженец Ревеля (Таллинн), внебрачный сын графа Федора Орлова и принцессы Екатерины фон Гольштейн-Бекской. Уже в молодости Иоганн Сивербрик приобрел большую известность на поприще обучения фехтованию, сделал успешную карьеру и стал первым в России профессором фехтования. 

Это был во всех смыслах успешный брак: к моменту женитьбы Иоганн Сивербрик преподавал не только в Корпусе (своей бывшей alma mater), но и во многих других военных и светских учебных заведениях столицы. В этом браке у супругов один за другим родились дети: Георг, София, Анна, Александр, которых родители также крестили в корпусной церкви. Оба сына, сделавшие военную карьеру, продолжили дело отца и преподавали фехтование. 

Мария Магдалена фон Сивербрик скончалась в половине девятого утра 22 февраля 1849 г. в возрасте 76 лет. Причиной смерти почтенной дамы стала старческая немощь. Через три дня, в 11 часов утра гроб с телом опустили в землю Смоленского лютеранского кладбища, где фрау Сивербрик обрела вечный покой.

 

Публикация о Марии Магдалене Сивербрик в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_653


Мария Карловна Синебрюхова

 

Синебрюховы – известная купеческая фамилия. В метрических документах некогда немецкого прихода Св. Михаила она могла писаться как «Sinebrjuchowа» или «Ssinebrjuchowa», и принадлежала женщине, известной в общине своей благотворительностью.

Жизнь Марии Синебрюховой, как ни странно, проходила между двумя городами – Петербургом и Кронштадтом. В центре Кронштадта находился (и сохранился до сих пор!) принадлежавший ей особняк, в Петербурге жила дочь, здесь, на Васильевском острове, была её церковь.

Мария Амалия Вильгельмина Блосфельдт (Blosfeldt) родилась 4 июля 1835 г. в эстонском городе Дерпте (ныне - Тарту). Отец её служил учителем, и некоторое время семья жила в Петербурге. 16 января 1868 г. в лютеранской церкви Св. Михаила состоялось венчание Марии Блосфельдт и Павла Петровича Синебрюхова. Избранник Марии был родом из Кронштадта и принадлежал к греко-католической церкви. К этому моменту ему исполнился 51 год и он уже был вдовцом. В этом браке у Павла и Марии Синебрюховых родилась дочь Вера.

Семейное счастье Павла и Марии продлилось 15 лет. В 1883 г. почетный потомственный гражданин, успешный купец, банкир, земле- и домовладелец, Павел Синебрюхов скончался. После смерти мужа Мария Карловна продолжила начатые им дела благотворительности. Ежегодно в двух кронштадтских гимназиях (мужской и женской) присуждалась стипендия имени Павла Синебрюхова. До последних дней своей жизни Мария Карловна была известна своими пожертвованиями на приходские нужды. Порой жертвуемые ею суммы были весьма значительными и достигали 500 рублей.

Мария Карловна Синебрюхова скончалась 5 апреля 1916 г. в возрасте 81 года в Кронштадте. Причиной смерти стало гриппозное воспаление легких. Для похорон тело покойной было перевезено в Петроград и 7 апреля предано земле на Смоленском лютеранском кладбище. Заупокойную службу отслужил пастор Арнольд Фришфельдт. 

Могила не сохранилась.

Публикация о Марии Синебрюховой в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1720


Амалия-Шарлотта Ставицкая

 

Амалия-Шарлотта фон Расс родилась 20 апреля 1784 г. в Риге. Ее мужем стал генерал-майор Петр Федорович Ставицкий (1769–1815). Участник войны 1812 года, он стоял у истоков конной артиллерии. В этом браке родились три дочери и сын, как и его отец, ставший генерал-майором от артиллерии.

Спустя четыре года после смерти мужа, в 1819 году, Амалия Францевна Ставицкая возглавила Павловский институт для девочек (до 1829 г. – Девичье училище при Военно-сиротском доме), где учились дочери нижних чинов и дети из бедных семей. На посту начальницы этого заведения она пробыла 30 лет. При ней – в 1844 г. - началось строительство нового здания института на ул. Знаменской (ул. Восстания), д.8, завершившееся уже после ее смерти – в 1851 г.

Женское образование, зародившееся в эпоху Екатерины II, в начале ХIХ века находилось в процессе становления. Ставицкая ощущала себя на этом пути первопроходцем: обучение девочек в ХIХ веке должно было приносить практическую пользу и служить воспитанию нравственности, поселяя в воспитанницах «глубокое повиновение к Закону Божиему».

Историк Е.С. Шумигорский описывал Ставицкую на посту директрисы института: «… женщина достойная, но несколько суровая к детям. Императрица [Мария Федоровна, Ведомству которой принадлежал Павловский институт] в целом ряде писем к ней постоянно осведомлялась о воспитанницах… Делала Императрица наставления ей в самой деликатной форме, всегда однако имея в виду пользу заведения».

В отсутствие педагогических знаний и какой-либо системы, воспитание и обучение девиц в казенных заведениях зависело от личности исполнителя, поэтому сама Императрица взяла на себя трудную обязанность подготовки кадров для своего Ведомства. Она стала для Амалии Ставицкой добрым наставником, терпеливо и деликатно обучая ее работе в детском коллективе и даже обращению с больными детьми. Свои наставительные письма Ставицкой императрица Мария Федоровна подписывала: «...пребываю с искренним благоволением вам благосклонная Мария».

После тяжелой болезни Амалия-Шарлотта Ставицкая умерла 17 февраля 1849 г. Похоронена на Волковском лютеранском кладбище. Прихожане осуществляют уход за ее могилой.

 

Публикация об Амалии Ставицкой в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_285


Шарлотта Фохтс

 

Шарлотта Фохтс (Voigts) родилась 23 апреля 1870 г. Её родителями были Вильгельм Николай Август Фохтс и его жена Генриэтта Шарлотта (в девичестве де Миттеннер). 11 июня того же года в церкви Св. Михаила состоялось крещение младенца, которое совершил пастор Карл Мазинг. 

Шарлотта Фохтс родилась в благополучной и обеспеченной семье, в которой мужчины - из поколения в поколение - становились купцами. Купцом 1-й гильдии был и отец Шарлотты. Вместе с братом он занимался благоустройством столичных улиц. Братьям Фохтс принадлежало Высочайше утвержденное Товарищество для производства асфальтовых дорог в России. Вильгельм Фохтс также производил «химические продукты» – «сгущейное» молоко и бульонные кубики, торговал прованским маслом. Прибыльный бизнес позволял семье Фохтс жить на Невском проспекте (дом №3). 

Старший брат Шарлотты Вильгельм, окончив гимназию Карла Мая, стал помощником и партнером отца. Оба они в разные годы входили в состав церковного совета. 

После смерти отца в 1905 г. (матери не стало в 1894 г.) Шарлотта поступила сестрой милосердия в Биржевую барачную больницу в память императора Александра II, которой с 1905 по 1920 гг. руководил наш прихожанин – лейб-хирург Ксаверий Домбровский. Поселилась Шарлотта Васильевна там же, при больнице. 

Биржевая больница, деревянные и кирпичные корпуса которой по сей день стоят на Большом проспекте Васильевского острова (№ 71), была построена на средства купечества и находилась в ведении Биржевого комитета. Это лечебное учреждение было предназначено для приема взрослых пациентов-мужчин, работавших в петербургском порту. Больница располагала 72 койками, имела амбулаторию и была оснащена электричеством по образцу царских дворцов. Лечили здесь от всех болезней, за исключением инфекционных, венерических и психических. Основу ухода за больными по меркам того времени составляли вполне христианские добродетели: человеколюбие, внимательность, терпеливость, честность, сострадание, доброта и терпение. 

Для поступления на работу в больницу Шарлотте Фохтс потребовалось пройти обучение в общине сестер милосердия при Российском Обществе Красного Креста. Такая учеба длилась почти два года, и к ней допускались не состоящие в браке женщины от 18 до 40 лет, отличавшиеся хорошим здоровьем и имевшие хотя бы 4 класса образования. Готовили будущих сестер основательно: они изучали анатомию, физиологию, гигиену, патологию, эпидемиологию, фармацию, кожные и венерические болезни, хирургию, женские и детские болезни, глазные, нервные и психические заболевания, массаж. 

Трудясь на должности палатной сестры, Шарлотта Фохтс руководила работой санитаров по уборке помещений и содержанию пациентов, получала лекарства и следила за исполнением назначений врача. Во время своей смены она должны была неотлучно находиться при больных. 

Родившись в семье прихожан церкви Св. Михаила, Шарлотта Фохтс на протяжении своей жизни в Петербурге сохраняла верность родной общине. В числе небольшой группы прихожан она в начале каждого года делала пожертвование за право обладания личным местом в церковном зале. Эта традиция продолжалась до 1915 г., когда в разгар Первой Мировой войны Шарлотта Васильевна вышла замуж за вдовца Карла Томаса Фридриха Деллингсгаузена. Муж, выпускник экономического факультета Дерптского университета, происходил из эстляндского баронского рода с острова Эзель. Вероятно, Шарлотта Фохтс покинула Россию вместе со своим избранником. Дальнейшая её судьба пока не известна.

 

Публикация о Шарлотте Фохтс в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1008


Доротея-Элизабет фон Циммерман

 

Доротея-Элизабет фон Циммерман (Zimmermann) родилась 8 ноября 1795 г. в Либаве (Лиепая, Латвия), в семье балтийского немца Иоганна Михаэля Фребелиуса. Выходец из Франкфурта-на-Майне, он, переехав в столицу, создал здесь доходный семейный бизнес – вместе с сыновьями делал кареты, имел собственный дом в Казанской части. Кроме того, купец Фребелиус входил в состав правления лютеранской церкви Св. Петра. 

В общине Св. Михаила его дочь Доротея оказалась благодаря своему замужеству. В 1812 г. Доротея вышла замуж за чиновника – юрисконсульта и казначея Карла Вильгельма Циммермана, карьера которого складывалась весьма успешно. В Петербург Карл приехал из маленького саксонского городка Штендаль. Его родители – Иоганн Готлиб и Иоганна Шарлотта также были нашими прихожанами еще в 18-м веке

У супругов Циммерман родилось трое детей: дочь Аделаида и сыновья - Федор и Бернгардт. 

После смерти сына Федора в 1857 г. и мужа в 1860-м, Доротея Ивановна коротала свой век в доме на набережной Большой Невы (наб. Лейтенанта Шмидта, участок дома №21). Вместе с ней жил сын Бернгардт, одно время служивший канцеляристом в Евангелическо-лютеранской консистории. Окончив юридический факультет Дерптского университета, Бернгардт поступил на службу в Публичную библиотеку. Здесь он характеризовался как работник «прекрасных способностей». Дальнейшая его служба проходила в Сенате. Видимо, это было семейным качеством Циммерманов - быть хорошими исполнителями. 

Доротея Циммерман скончалась 19 октября 1873 г. в возрасте 77 лет от катара легких. Она была похоронена на Волковском лютеранском кладбище, недалеко от входа, где находится семейный участок Фребелиус-Циммерман-Штубендорф. Здесь, рядом с мужем, тайным советником, и упокоилась Доротея Циммерман, тут же - дочь Аделаида и ее муж Юлиус фон Штубендорф, президент церковного совета кирхи Св. Михаила. Мир их праху!

 

Публикация о Доротее Циммерман в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_463


Дагмара Александровна Шрейбер

 

Дагмара Александровна Шрейбер (Schreiber) родилась 21 августа 1911 г. в Сестрорецке, где ее отец Александр Августович имел дом и владел синематографом «Мулен Руж» (Дубковское шоссе, 57). 

Еще до революции семья, в которой, кроме старшей Дагмары, подрастала младшая сестра Элеонора, переехала в Петроград. Здесь Дагмара окончила 7 классов советской средней школы и поступила на фонетические (языковые) курсы на Бассейной улице. Одновременно служила домработницей в доме по соседству. 

С 15 лет началась ее активная христианская жизнь. В 1928 г. Дагмара прошла обряд конфирмации в лютеранской церкви и поначалу была близка к группе молодежи из Петрикирхе. Здесь, в общине Св. Петра она впервые встретилась с молодым пастором Куртом Муссом, который своей эмоциональной проповедью произвел на нее большое впечатление. Примкнув к русской лютеранской общине под его руководством, которой недавно было передано здание кирхи Святого Михаила на Васильевском острове, девушка стала деятельным помощником пастора в работе с детьми. По поручению пастора, Дага, как ее называли друзья, руководила ремесленно-религиозным кружком. В ее группе занимались девять детей от 8 до 11 лет, однако из-за запрета на преподавание несовершеннолетним Закона Божия эти занятия были вынуждены проводиться на квартире одной прихожанки, на 1-й линии Васильевского острова. 

По конспекту, выдаваемому пастором по каждой теме занятия, юная учительница изучала с детьми книги Ветхого Завета: разбирала истории жизни пророков, историю Иудеи, политическую ситуацию того времени, сравнивая ее с жизнью в советской России. Перед учителем стояла задача донести до детей идею о том, что какие бы трудные времена ни были, "мы должны молиться и надеяться на Бога". 

Дагмара не сомневалась в необходимости обучения детей основам веры, «чтобы впоследствии они были христианами, могущими повести борьбу за христианские идеи с антирелигиозниками». Летом неутомимая учительница продолжила занятия в Стрельне, где для детей бедных прихожан двух лютеранских церквей – Св. Михаила и Св. Петра - организовывался бесплатный отдых. Здесь, в дачных условиях, Дагмара вместе с друзьями из Петрикирхе – учащимися Ленинградских библейских курсов Петром Михайловым и Отто Туммом - преподавала детям арифметику, географию и русский язык. Учебу совмещали с активным отдыхом на Финском заливе. 

В конце 1929 г. в лютеранских приходах Ленинграда начались аресты. 29 января 1930 г. «чёрный воронок» приехал на Надеждинскую, д. 18, где жила семья Шрейбер. Дагмара была арестована по делу пастора К. Мусса. Во время следствия она вместе с большой группой арестованных прихожан содержалась в ДПЗ на Шпалерной, 25. Девушку обвиняли в том, что она состоит членом нелегальной организации и занимается антисоветской деятельностью. На допросе 27 января 1930 г. в ответ на предъявляемые обвинения Дагмара уверенно заявила следователю: «Преподавая детям Закон Божий и зная, что это незаконно, я руководствовалась своей совестью и религиозными убеждениями, имея ввиду противопоставить проводимой безбожниками антирелигиозной пропаганде - религиозную пропаганду». 

Следствие продлилось 8 месяцев, после чего 17 сентября 1930 г. Дагмара Шрейбер была приговорена к трем годам лагерей (условно). Как несовершеннолетняя она была освобождена из заключения, а вместе с ней и ее жених – прихожанин Михаил Мудьюгин. Они вышли на свободу духовно не сломленными – влюбленными единомышленниками. Более того, Дагмара и Михаил, поверившие в справедливость судебной системы, предприняли попытку защитить своего пастора, собирая подписи за его освобождение. 

В августе 1932 г. состоялась их свадьба. Вскоре для молодой семьи наступили трудные времена. В 1930-40-е годы им пришлось много скитаться: Урал, Сибирь, Ленинградская область, прежде чем они, не имевшие прописки в Ленинграде, смогли вернуться в родной город. В 1935 г. их опять на короткое время арестовали в Ленинграде - за нарушение паспортного режима: невозможно было в то время, имея судимость, получить прописку в крупном городе. Теперь их путь лежал в город Чудово (тогда Ленинградская область), где Дагмаре предстояло работать… художником по росписи фарфора на заводе «Красный фарфорист». 

На скитания по стране у Дагмары с мужем ушло много лет, во время которых супруги учились, работали, растили детей… и даже с увлечением танцевали. В дружной семье Мудьюгиных в течение нескольких лет родилось трое детей, из которых выжили только две дочери – Татьяна (1948 г.р.) и Ксения (1952 г.р.). Их шестилетний сын умер в конце войны. 

Трудности сплотили семью и помогли выстоять в страшное время гонений. Но, как сама Дагмара в молодости писала в кабинете у следователя, пересказывая проповедь пастора Мусса, «все эти гонения только укрепляют сердца в вере, и вместо разрушенных храмов Бог создает себе храмы в сердцах людей". Находясь в постоянных гонениях и в стесненных обстоятельствах, Мудьюгины никогда не скрывали своей веры, через нее они выстояли как семья. Размышляя о перенесенных в молодости испытаниях, архиепископ Михаил (Мудьюгин) писал: «У любви и дружбы бывают две судьбы: одна – жить, не расставаясь, другая - постоянных прощаний и встреч. Трудно сказать, какая из них счастливее… В первой нет острых страданий, но сама любовь тупеет, становясь привычкой, и не ценим, что имеем. Вторая – заставляет постоянно ощущать заново всю свою ценность (страшит утрата), но как много в такой любви боли и горечи». 

В 1958 г. Михаил Мудьюгин, уже будучи доцентом Горного института, решил оставить вполне благополучную светскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Он был рукоположен в сан диакона, а затем священника и начал служить в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы. Вместе с мужем в Вологду переехала Дагмара с детьми. Однако тяжелый местный климат не позволил супругам остаться в этом городе - у жены начались проблемы со здоровьем, которое еще в молодости было подорвано на Урале. Заботливый муж просил руководство о переводе его в город Устюжна Вологодской области, но этот переезд ситуацию не изменил. 

Незадолго до смерти Дагмара Александровна перешла в православие и получила имя Мария. Вера и любовь мужа помогали ей переносить испытание болезнью, которая прервала ее жизнь в возрасте почти 52 лет. Дагмара Александровна Шрейбер, светлый человек и стойкая христианка, умерла 11 июля 1963 г. от туберкулеза и была похоронена на кладбище при Казанской церкви города Устюжна.

 

Публикация о Дагмаре Шрейбер в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_376


Элеонора Александровна Шрейбер

 

Элеонора Александровна Шрейбер (Schreiber) родилась 29 марта 1913 г. в Сестрорецке. Её родителями были купец Александр Августович Шрейбер и его жена Елизавета Эмильевна. В Сестрорецке семья имела дом и владела синематографом «Мулен Руж» на Дубковском шоссе (№ 57). 

Еще до революции Шрейберы перебрались в Петроград. Здесь они поселились на Надеждинской улице (ныне ул.Маяковского). В 1928 г. глава семейства умер, оставив жену и двух дочерей-школьниц – старшую Дагмару и младшую Элеонору, которую все звали просто Норой. 

Более чем полувековая дружба связывала Элеонору Шрейбер с Луизой Мусс, сестрой пастора Курта Мусса, руководившего Русской лютеранской общиной имени Иисуса Христа, которой в 1929 г. было передано здание церкви Св. Михаила. Обе сестры Шрейбер участвовали в работе детских кружков по изучению Закона Божьего – Дагмара преподавала, Элеонора училась. Такая сеть кружков была организована по инициативе пастора Курта Мусса в 1927 г. В основу работы им была положена идея о воспитании христианина, могущего постоять за веру. Кроме того, силами прихожан для детей были устроены ремесленные кружки, получившие название «Пчёлки». Здесь они обучались рукоделию, черчению, изготовлению бумажных цветов и столярному ремеслу. Занятия проводились на квартирах у преподавателей. Например, Элеонора Шрейбер посещала кружок рукоделия. Летом дети из семей бедных прихожан выезжали на отдых в Стрельну. Среди участников этих поездок были и сёстры Шрейбер. 

После войны дом Элеоноры Александровны на улице Лени Голикова в Ленинграде станет центром встреч уцелевших в репрессиях ленинградских немцев - бывших наставников из организации «Пчёлки», участников совместного отдыха в Стрельне. Некоторые из них дожили до возрождения церкви Св. Михаила в 1992 г

Элеонора Александровна Шрейбер скончалась в 1993 г. в возрасте 80 лет и была похоронена на дальнем участке Волковского лютеранского кладбища. На скромном надгробии Элеоноры Шрейбер её имя написано по-немецки, стих же из Евангелия от Иоанна (6:47) приведен по-русски: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». Мир её праху!

 

Публикация об Элеоноре Шрейбер в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_618


Эмилия Якобсон

 

Эмилия Якобсон (Jacоbson, в девичестве Эллис) родилась 19 мая 1822 г. Её родителями были английский дворянин, принявший российское подданство, Бенжамин Эллис и его жена Анастасия (в девичестве баронесса фон Штейбен). Семья Эллис, где, кроме Эмилии, подрастали еще три брата, вписала в российскую историю немало интересных страниц. Отец, в прошлом офицер Семеновского полка, служил в Военном министерстве. Его супруга носила титул камер-фрау при императрице и в течение 24 лет служила в Зимнем дворце, сохраняя государственные регалии и коронные бриллианты. Карьеру военных по примеру отца выбрали младшие братья Эмилии – Александр и Николай. Николай дослужился до генерала, а Александр Эллис был назначен пожизненным комендантом Петропавловской крепости и был похоронен на Комендантском кладбище у алтарной стены Петропавловского собора. Коллегой отца Эмилии по Военному министерству был её муж – Иоганн фон Якобсон, генерал-аудитор и известный борец с казнокрадством. 

16 ноября 1838 г. состоялось венчание Эмилии Эллис и Иоганна Якобсона. Их семейная жизнь сложилась счастливо и продлилась 36 лет. У супругов Якобсон родились десять детей: дочери Александра, София, Эмилия, Евгения, Надежда и сыновья Михаил (умерший в детстве), Дмитрий, Николай, Владимир. Сыновья служили по гражданской части. Брак дочерей связал семью Якобсон с родами Эттер, Манзей, фон Армфельт и Спечинских. 

Семья Якобсон была в приходе Св. Михаила в его «кадетский» период и после отделения от Корпуса. В 1840-е гг. муж Эмилии Якобсон избирался в церковный совет, его усилиями осуществлялся контроль за церковными доходами. В этой большой семье всех отличало живое участие к нуждам общины – когда собирали средства на постройку здания или на строительство органа: и жена Эмилия, и дети оставили память о себе в списках жертвователей. 

В 1863 г., когда супруги Якобсон отмечали серебряный юбилей, муж Эмилии Вениаминовны записал в дневнике, что по случаю 25-летия совместной жизни он получил от жены «три прелестных подарка: небольшое дерево серебряное, на котором в ветвях очень мило развешаны медальончики с фотографическими портретами нас обоих, всех 10 человек детей и трех внуков». Дети подарили юбилярам два серебряных бокала, крышки которых были соединены цепью из 25 звеньев. На бокалах была выполнена надпись: «16 ноября 1838 и 1863. 25 лет. Живите стариками, как жили молодыми». 

Эмилия фон Якобсон скончалась 24 марта 1881 г. в возрасте 58 лет и была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с мужем.

 

Публикация об Эмилии Якобсон в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_659