Архитекторы и художники прихода Св. Михаила

Фридрих Вильгельм Пауль Алиш

 

Фридрих Вильгельм Пауль Алиш (Alisch) родился 22 августа (3 сентября) 1842 г. Он получил образование в Берлинской Академии архитектуры (1863-1865 гг.). Приехав в Россию, Пауль в 1869 г. за «проект здания для гласного судопроизводства» был аттестован Академией художеств как неклассный художник, что дало ему право профессионально заниматься зодчеством. 

В Петербурге молодой архитектор стал прихожанином церкви Св. Михаила и её активным членом. 14 июля 1874 г. в Домском соборе Ревеля состоялось венчание Пауля Алиша и Эмилии Марии Агаты Гревендорф. Четверо их детей были крещены в приходе Св. Михаила: Хильдегард Эмилия Эдита (1875), Эльза Торборг Паулина (1877), Фридрих Вильгельм Иоганн Рудольф (1879) и Герта Эмилия Маргарета (1880). Первая дочь, скорее всего, прожила недолгое время. Сын архитектора Вильгельм впоследствии пошел по его стопам и обучался в Академии художеств.

В 1870-1880-е гг. Алиш неоднократно избирался в церковный совет общины, где активно проявил себя, прежде всего, как специалист, высказывая экспертное мнение о ремонтных работах в церкви. В 1884 г. он принял предложение прихода осуществлять архитектурный надзор над зданием кирхи и ее доходного дома, благородно отказавшись от денежной компенсации за свои услуги. В ответ церковный совет предложил покрыть его ежегодные издержки на извозчика, так как архитектор жил далеко от храма.

Для своего времени Пауль Алиш был очень деятельным и востребованным специалистом. Он вошел в историю архитектуры как представитель неовизантийского и "кирпичного" стилей и много работал в Эстонии, где сохранилась большая часть из построенного им. Пожалуй, самой ранней его постройкой является здание Лютеранской церкви Св. Иоанна Крестителя в поселке Раазику, недалеко от Ревеля (Таллинн). Храм был воздвигнут в 1863-1864 гг. в стиле средневекового зодчества. К заслугам начинающего архитектора можно отнести то, что при оформлении интерьеров нового здания Алиш бережно использовал наиболее выразительные и ценные детали декора старой церкви: крест, витражи, ограду, росписи... 

Следующим «эстонским заказом» стал проект трехэтажного господского дома на мызе Алу, принадлежавшей О. фон Лилиенфельду. Эта постройка считается одним из лучших образцов готического стиля в Эстонии. Кубовидная форма здания за счет башен, расположенных по углам здания, и примыкающей массивной пятиэтажной башни придает сооружению вид средневековой крепости. 

В Петербурге Пауль Алиш работал помощником у академика архитектуры Рудольфа Бернгарда, которого хорошо знал по приходу Св. Михаила. В 1879 г. совместно с сыном Бернгарда, эстляндским губернским инженером Эрвином Бернгардом, Алиш построил в псевдоготическом стиле дом в Ревеле, на улице Пикк (№62). Вместе с маститым наставником Алиш в 1880-е гг. участвовал в переделке здания Учетно-ссудного банка (Невский пр., 30). В последующий период, уже после отъезда Р. Бернгарда в Эстонию, он трудился под началом профессора Академии художеств Карла Рахау. 

В 1880 г. Пауль Алиш был назначен руководителем строительства Александровской церкви в Нарве (1881-1884, вместе с архитектором О. Гиппиусом). Здание было возведено в псевдороманском стиле с элементами классицизма и было рассчитано на 2 500 мест. В 1881 г. архитектор возвел здание лютеранской церкви для немецкой колонии Фрейденталь в Екатеринославской губернии. В конце века он приобрел опыт строительства в области промышленной архитектуры. Среди таких построек в Петербурге сохранились административное здание Металлического завода (Свердловская наб., 18) и корпуса Гвоздильного завода (В.О., 25-я лин., 6-8).

Годы учебы в Берлине свели Алиша со знаменитым Карлом Винклером - основателем «Художественно-строительно-слесарного завода» в Петербурге. Вместе с другом юности Пауль с увлечением разрабатывал дизайн кованых изделий: ограды, ворота, навесы, перила лестниц, ограждения балконов и крыш. Эти украшения он в смело применял в своих проектах. 

По традиции архитекторы старой школы не только строили, но и заботились о сохранении и поддержании существующих зданий. Так, в период до 1891 г., Пауль Алиш состоял архитектором при Глазной лечебнице Ведомства Императрицы Марии (Моховая ул., 16), надзирая за его эксплуатацией и техническим состоянием. Можно сказать, и его усилиями это здание было сохранено до наших дней.

С 1890 по 1908 гг. архитектор работал в Нарве, создавая ансамбль Кренгольмской текстильной мануфактуры: директорский корпус, фабричное управление, трехэтажные казармы, дома руководителей производства и мастеров, больницу, хлебозавод. Для рабочих мануфактуры им был выстроен величественный Воскресенский православный собор (1890-1896). В 1899 г. возле малого Нарвского водопада на Георгиевском острове Алиш спроектировал Георгиевскую прядильную фабрику. В любимом «кирпичном» стиле он построил себе даже дачу в Гунгербурге (Усть-Нарва). В Эстонии, где бережно сохраняется его архитектурное наследие, Пауля Алиша заслуженно считают одним из лучших архитекторов XIX века. 

Несмотря на частые поездки в Эстонию, его дом всегда находился в Петербурге - на Моховой, 7 или Невском, 100. В конце жизни, имея расстроенное здоровье, Павел Васильевич Алиш вел спокойную жизнь домовладельца. Ему и его жене Эмилии Ивановне принадлежал дом №8 по Пушкинской улице, где супруги поселились в 1910 г

Дальнейшая судьба архитектора, затерявшись в водовороте событий 1917 г., остается пока неизвестной.

 

Публикация о Пауле Алише в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_704


Роберт Бергман

 

Роберт Генрих-Дитрих Бергман (Bergmann) родился 9 апреля 1829 г. в Риге. С 1845 по 1851 гг. он, находясь на положении вольноприходящего ученика, обучался в Академии Художеств. Завершив образование, молодой архитектор получил звание неклассного художника (оно присуждалось выпускникам Академии, удостоенным Малой Серебряной медали) за выполнение работы "Проект частного дома для отдачи в наем". В 1855 г. он был назначен в академики за представленный "план дома господина Карамзина". 

Роберт Бергман был скромным городским архитектором, самыми значительными постройками которого были доходные дома. Наиболее известные из них находятся на Кадетской линии, 19 и на набережной Фонтанки, 55 (угловой с площадью Ломоносова пятиэтажный дом). В 1870-е гг. архитектор получил звание академика. Он также состоял действительным членом Петербургского общества архитекторов. 

Бергман брался за любую работу, включая надстройку этажей и постройку ледников и надворных флигелей. Вот, к примеру, чем ему приходилось заниматься чаще всего. Как известно, в петербургских дворах возводилось множество каменных пристроек. Их сооружение могло сопровождаться ликвидацией существующих лестниц, заделкой ненужных окон, пробитием новых окон или переделкой дверей в окна. Кроме того, на архитектора возлагались сложные технические задачи типа прокладки подземных труб для устройства колодцев. 

В 1872 г. Роберт Бергман решился участвовать в конкурсе проектов на возведение каменного здания лютеранской кирхи Св. Михаила на углу Среднего проспекта и 3-й линии. Однако потерпел неудачу: его проект не был одобрен коллегами из Петербургского общества архитекторов, и друзья посоветовали ему снять свою кандидатуру. В результате, предпочтение было отдано более дешевому проекту своего же прихожанина - инженер-полковника Карла фон Бульмеринга. 

В период с 1842 по 1876 г., когда община арендовала дом на 3-й линии (№ 8), архитектор помогал церковному совету осуществлять контроль за проведением ремонтных работ в здании и вести финансовую документацию. 

6 июня 1861 г. Роберт Бергман обвенчался с дочерью купца Элизабет Гаккель. В этом браке у супругов родились дети: Георг Август (1862), Александр Франц (1866), Элизабет Оттилия (1869), Александрина (1872), Роберт Иммануэль (1875). Все они были крещены в церкви Св. Михаила пастором Карлом Мазингом. 

Роберт Егорович Бергман скончался в 11 часов утра 2 июня 1878 г. в возрасте 49 лет и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Могила не сохранилась.

 

Публикация о Роберте Бергмане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1006


Карл Рудольф Бернгард

 

Карл Рудольф Бернгард родился 20 мая 1819 г. в Ревеле (Таллинн) в семье городского архитектора Готфрида Беньямина Бернгарда. До 14 лет юноша учился в местной гимназии, но затем из-за стесненных семейных обстоятельств был вынужден пойти работать. Служил он писцом в Канцелярии эстляндского губернатора. Несмотря на скромное жалование, молодой человек старался брать уроки музыки, к которой чувствовал влечение с детства. С любовью он предавался черчению и рисованию, посвящая этому занятию ночное время. Преодолевая житейские трудности, он продвигался к заветной цели – стать архитектором.

В 1839 г. мечта привела его в Петербург. Здесь Рудольф поступил в Академию Художеств, где занимался в архитектурном классе профессора К.Тона, спустя 4 года был переведен в Строительное училище (сейчас СПб государственный архитектурно-строительный университет). Его он окончил в 1846 г. с Золотой медалью, а его имя как лучшего по успехам было записано на мраморную доску училища.

После окончания учёбы Рудольф оказался востребованным специалистом: он начал работать помощником архитектора чертёжного правления, затем был назначен архитектором 1-го отделения первого округа путей сообщения. Работая в Министерстве путей сообщения, Бернгард возвёл много гражданских построек, в том числе гидротехнических.

В 1854 году с назначения его руководителем 3-го специального класса Института корпуса инженеров путей сообщения начинается его педагогическая деятельность. Здесь он прослужит почти 16 лет и будет руководить работами воспитанников при составлении проектов по гражданской архитектуре.

С 1863 г. Бернгард работал архитектором одной из частей Санкт-Петербурга, затем был назначен главным городским архитектором. В это же время он был приглашен преподавать в Академию Художеств, на кафедру строительного искусства. В том же году стал архитектором Академии Наук, Историко-филологического института и Метеорологической обсерватории, ремонтом зданий которых заведовал до 1873 года.

В 1865—1878 гг. Р.Б. Бернгард являлся гласным Петербургской городской думы, которая в 1875 г. выбрала его членом Высочайше утвержденной комиссии для техническо-инспекторского надзора по постройке через Неву моста Императора Александра II (Литейный мост). В 1871 году за теорию сводов, введенную им в программу академического курса училища, ему было присвоено звание профессора архитектуры.

В 1872 г. в жизни архитектора произошло знаменательное событие: он был приглашен в Рим как консультант для определения конструктивного состояния купола храма Св. Петра. Журнал "Зодчий" писал: «…Под сводами купола этого храма, спустя три с половиной столетия, с удивительным терпением и выносливостью провел многие дни русский архитектор, исследуя появившиеся в сводах зловещие трещины, грозящие разрушением собора. Это был наш русский зодчий — Рудольф Богданович Бернгард, прибывший в 1872 году в Рим из Петербурга в качестве искусного консультанта для совершения диагноза опасных ран, нанесенных колоссу церковного зодчества разрушительным действием времени и неприятельских пушек. Исследовать десятки трещин, разбросанных на громадном пространстве частей купола, измерить их протяжение и глубину, определить положение и жизненное значение каждой из них в деле устойчивости гигантского купола, путем кропотливых и точнейших математических вычислений, — это был настоящий подвиг, на какой способен был только столь глубоко преданный своему делу знаток, каким был Р.Б. Бернгард. Стимулом для такой полной самоотвержения работы служили не жажда славы, за которой он по своей скромности никогда не гнался, не ожидание каких-либо особых материальных выгод, а единственно пытливое стремление проникнуть в сущность опасного положения купола — этого чуда искусства — и на основании глубокого диагноза определить способы и приемы к сохранению существования гениального произведения Микель-Анджело. В такой работе, требующей глубоких научных знаний, опытности, сметливости, терпения, Рудольф Богданович не имел себе равного ни в ком из современников”. 

В 1873 году Р.Б. Бернгард был назначен директором Строительного училища, своей альма-матер. Ратуя за улучшение строительного образования, он добился преобразования училища в Институт гражданских инженеров (1882 г.), разработал новый устав института, составил план нового здания и добился выделения средств на его перестройку. Не оставлял он в то время и преподавательской деятельности: помимо лекций в Академии Художеств, в Строительном училище Рудольф Богданович преподавал архитектуру и части зданий, в Институте вел строительную механику и расчет устойчивости сооружений. Пост директора института Бернгард занимал до 1886 г.

В 1887 году журнал “Зодчий” писал: “Рудольф Бернгард во все время пребывания своего во главе Строительного Училища неизменно принимал близкое участие в нуждах учеников и оказывал им помощь и добрым советом, и материальной поддержкой. Современное блестящее положение Института Гражданских Инженеров всецело обязано своим положением неусыпным стараниям и заботам директора-преобразователя, вышедшего из среды питомцев того же заведения и привлекшего к себе участниками в деле преобразования и устройства училища бывших же питомцев этого заведения в качестве наиболее сведущих сотрудников…”

Неутомимый труженик, Бернгард являлся почётным членом и товарищем (заместителем) председателя Петербургского общества архитекторов, состоял в Техническом строительном комитете Министерства внутренних дел и контролировал в конструктивном отношении все строившиеся в то время в России церкви. В России он был известен как специалист по купольным конструкциям. Так, его усилиями был спасен от разрушения Владимирский собор в Киеве и проведена экспертиза собора в Новочеркасске. Его трудами были заново облицованы гранитом берега Фонтанки.

В 1886 году Бернгард вышел в отставку в чине тайного советника. В конце жизни великий архитектор, будучи совершенно больным, вернулся на родину в Ревель. Здесь у него был дом, построенный сыном Эрвином по проекту отца. У почтенного архитектора было много замыслов и планов по подготовке к изданию накопившихся материалов по теории сводов, но Бог решил иначе: 3 августа 1887 года, после продолжительной и тяжелой болезни, Рудольф Бернгард скончался. На его могиле был установлен памятник, выполненный по проекту сына Эрвина.

Сыновья Бернгарда – Вильгельм и Эрвин – продолжили дело отца, также став архитекторами.

В память о великом зодчем 19 мая 1893 года была Высочайше учреждена медаль, которая присуждалась “За успехи в строительной механике”.

 

Публикация о Рудольфе Бернгарде в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_309


Николай фон Брюллов

 

Николай фон Брюллов (Brüllo) родился 21 января 1826 г. на Васильевском острове в семье петербургских немцев. Его родителями были Фридрих Теодор фон Брюллов и Мария Ульмер. Фридрих Брюллов, как и его братья Карл и Александр, был художником и профессором живописи Академии художеств. 

В начале 1840-х годов Николай Брюллов поступил в Академию художеств. Его учителем был его дядя Александр Павлович, автор здания Петрикирхе. Во время обучения Николай показал блестящие результаты. Получение им Большой золотой медали дало ему право отправиться в Италию в качестве академического пенсионера. Здесь он провел 7 лет. За выполненные в этой поездке чертежи и рисунки Совет Академии удостоил его в 1860 г. звания академика архитектуры. 

Для своего времени Николай Брюллов был чрезвычайно востребованным архитектором: он служил в строительном ведомстве Министерства Двора и строительно-техническом комитете, создавал проекты для императорской семьи, возводил казенные и жилые здания. К наиболее известным его постройкам относится особняк Половцова на Большой Морской улице (№52), в котором он модернизировал внутренние системы (отопление, водопровод), проложил канализацию, оформил в стиле эпохи Возрождения двухъярусное помещение Большой библиотеки (Дубовый зал). Вместе с известным ему по приходу Св. Михаила архитектором Р. Бернгардом Николай Брюллов возвел здание съезжего дома (Петровской полицейской части) на Мичуринской улице (№5). По сей день украшением Кожевенной линии (№38) является каменная островерхая башенка с флюгером, сооруженная им для правления химического завода «Мессонье, Кюнеман, Боде и К». 

Одновременно Николай Федорович преподавал в Академии художеств. В 1864 г., учитывая сложность производимых им работ, и в обход обязательной программы ему было присвоено звание профессора архитектуры. Подобно знаменитым родственникам, не чуждо ему было и занятие живописью, особенно акварелью. 

В 1868 г. Николай Брюллов сочетался браком с Эмилией Катариной Альтман. 1 марта 1883 г. у супругов родился сын Николай Густав. 22 мая пастор Гвидо Пенгу совершил на дому обряд крещения. К несчастью младенец прожил всего лишь 9 месяцев. В Рождество того же года (25 декабря) его не стало. Николай-младший умер от воспаления мозга. 

Действительный тайный советник Николай Федорович Брюллов покинул этот мир 18 января 1885 г. в возрасте 59 лет и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. На его могиле был установлен бронзовый монумент. 

Жена архитектора - Екатерина Федоровна – намного пережила своего мужа. Она до последних дней сохраняла верность приходу Св. Михаила. Вдова художника жила напротив кирхи (Средний пр., 17) и была активной жертвовательницей на храм.

 

Публикация о Николае Брюллове в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_926


Карл-Георг фон Бульмеринг

 

Карл-Георг фон Бульмеринг (Bulmerinсq) родился 15 октября 1820 г. в Петербурге в семье остзейских немцев, выходцев из Лифляндии. На побережье Балтики его предки обосновались в 17-м веке, переехав из Любека. В Российской империи представители рода Бульмеринг преуспели в разных областях: юриспруденции, богословии, медицине и военной службе. 

Отец будущего архитектора, Карл-Эбергард фон Бульмеринг, был военным инженером. Среди его наиболее известных построек – Ново-Каменный мост между Ивангородом и Нарвой (1840 г.) и мост через Обводный канал в Петербурге. В столице Карл Богданович служил директором Военно-строительной школы при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Его жена, Анна Елена Вильгельмина, происходила из немецкого рода фон Врангель. 

Сын Карл продолжил дело отца. В 1842 г. он окончил Институт путей сообщения. В 1845 г. началась его служба в Комиссии по строительству Благовещенского моста. Поручику Бульмерингу было доверено составление чертежей первого постоянного моста через Неву. 

В 1850-е годы его служба проходила на Кавказе, где после войны ощущалась необходимость в инженерах для строительства дорог, мостов и прочих сооружений. Как военный инженер он занимался возведением крепостей и укреплений. Затем был Инженерный корпус военных поселений, где Карл отвечал за обеспечение войск (вне крепостей) квартирами. На этой службе, будучи заместителем начальника Корпуса, Бульмеринг стал участником реформ в инженерном ведомстве, проводимых генералом Тотлебеном. 

С середины 1860-х, после возвращения с Кавказа Карл Бульмеринг служил в Главном инженерном управлении в Петербурге. В приходе Св. Михаила Карл Бульмеринг был далеко не рядовым прихожанином, в 1870-е гг. он избирался в церковный совет. В 1872 г. был рассмотрен его проект строительства кирхи Св. Михаила, который был направлен в Строительное управление Городской управы «на разсмотрение и утверждение оного». Потребовалась переписка между рядом инстанций, чтобы добиться разрешения для военного инженера строить гражданский объект. Хотя из всех выдвинутых на конкурс проектов вариант Бульмеринга был признан «самым неудовлетворительным», в его пользу говорила относительная дешевизна постройки. 

С лета 1874 г. начались подготовительные работы: очистка территории от ветхих деревянных строений, установка строительного забора, выбор помещения для стройматериалов. Все эти действия требовали согласований с властями города. 23 октября 1874 г. на углу Среднего проспекта и 3-ей линии был заложен первый камень новой церкви. 

Для своего детища архитектор по желанию приходского совета выбрал готический стиль с характерными для него элементами: фиалами, крестоцветами, контрфорсами, башенками-пинаклями и стрельчатыми окнами. Многие элементы декора на фасаде были выполнены из чугуна. Стрельчатые своды богослужебного зала поддерживались двумя рядами чугунных колонн на гранитных пьедесталах, полы были мозаичными. 

Храмовое здание было выстроено в сжатые сроки. За год до полного окончания строительства – 19 декабря 1876 г. - здание освятили и начались богослужения. 

Карл Бульмеринг был благородным романтиком. В строительство здания он вложил свои личные средства, причем немалые для того времени – пять тысяч рублей! Однако церковное руководство не смогло вернуть архитектору эту сумму в силу своего бедственного финансового положения. Тогда Карл Карлович по своей душевной щедрости пожертвовал эти деньги на приходское попечение о бедных. 

Зодчий неоднократно подвергался безжалостным нападкам в период строительства церкви. Однако со временем голоса критиков утихли, а здание кирхи, выстояв в годы безбожных гонений и войны, по-прежнему является украшением Васильевского острова и доминантой Среднего проспекта. 

Архитектор Карл фон Бульмеринг скончался 6 сентября 1888 г. в возрасте 67 лет в Риге. В своей земной жизни он достиг двух высоких званий: генерал-майора и архитектора кирхи Св. Михаила в Петербурге.

 

Публикация о Карле Бульмеринге в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_422


Александр Буш

 

Александр Константинович Буш (Busch) родился 15 декабря 1834 г. в семье петербургского немца, надворного советника Константина Буша, вся многочисленная семья которого состояла в приходе Св. Михаила. Константину Бушу принадлежал дом в Упраздненном переулке (ныне пер. В. Ермака, 19), который в 1872 г. для него перестроил сын Александр. 

Александр Буш был одним из многочисленных немцев-архитекторов, создававших жилую застройку Петербурга. По его проектам были построены доходные дома в Казанской части, на Лиговке и на Васильевском острове. Он строил просто и добротно, сохраняя при этом черты строгого петербургского стиля, который узнаваем по рустовке стен и лепнине оконных наличников. Брался за любую работу: перестраивал, надстраивал, переустраивал балконы. Из всех стилей архитектор наиболее тяготел к неоклассицизму и эклектике. 

С 1860-х гг. архитектору А. Бушу принадлежал участок на 17-й линии Васильевского острова (№38). В 1879 г. здесь он выстроил дом для себя. 

В 1880-е гг. Александр Буш был принят в действительные члены Петербургского общества архитекторов. В этот период он служил архитектором в Министерстве государственных имуществ. 

Александр Буш отошел в вечность 24 января 1893 г. Ему было 58 лет. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация об Александре Буше в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_511


Ирина Вальтер

 

Ирина Владимировна Вальтер родилась 13 октября 1903 г. в Белостоке (Гродненская губерния) в многодетной дворянской семье. Её родителями были Вольдемар Карлович Вальтер и его жена Люция Густавовна. Отец, потомок норвежских баронов, был ученым-лесоводом, мать происходила из семьи аптекаря. 

В 1923 г. Ирина вместе сестрой Ниной присоединились к Русской лютеранской общине им. Иисуса Христа, которую возглавлял пастор Курт Мусс. Годом позже примеру дочерей последовала их мать. Ирина к этому моменту уже была студенткой Академии художеств. 

Весной 1929 г. Русской общине им. Иисуса Христа, не имевшей своего помещения, было передано здание Лютеранской церкви Св. Михаила на Среднем проспекте. Русским лютеранам, которыми являлись обрусевшие немцы, предстояло осваивать новое пространство совместно с остатками немецкого прихода и возродить здесь духовную жизнь. 

Академию художеств (тогда она называлась Вхутеин) Ирина Вальтер окончила в 1926 г. по классу Михаила Матюшина, известного художника-авангардиста. «Матюшин ставил своим ученикам глаз. Проповедуемый им способ смотреть он называл “широким смотрением”. Видеть не только то, что впереди, но и зорко ведать то, что слева, справа, за спиной, и передать это в искусстве». Эти качества, привитые педагогом, оказались в советской России невостребованными. 

Вместе с учениками Матюшина, образовавшими группу КОРН, Ирина Вальтер изучала проблему цвета. Их силами были проведены опыты по влиянию цвета на другие цвета и на форму. И. Вальтер регулярно участвовала в полярных экспедициях. В 1935 г., находясь в составе экспедиции на ледоколе «Садко», ею был установлен рекорд плавания за полярным кругом. В это же время художницей был создан норвежский цикл рисунков, вдохновивший писателя Ивана Ефремова на написание рассказа «Последний марсель». 

Ирина Вальтер, сотрудничая с ленинградскими издательствами, много занималась книжной графикой. Она выполнила иллюстрации к книгам: «Трое в одной лодке» Дж. К. Джерома (1939), «Клуб удивительных профессий» Г.-К. Честертона (1941), «Басни» И. А. Крылова (1946), сборник эскимосских сказок «Наши сказки» (1947), «Рассказы» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1950), «Букварь для чукотской школы» (1954) и др. 

Если творческий путь художницы оказался тернистым, то её семейная жизнь сложилась счастливо. Мужем Ирины Вальтер был ученый-физик, профессор Юрий Маслаковец. 

Член Союза художников СССР, художник-график Ирина Владимировна Вальтер (Маслаковец) скончалась в 1993 г. в возрасте 90 лет и была похоронена на Серафимовском кладбище.

 

Публикация об Ирине Вальтер в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_809


Карл Вербицкий

 

Карл Николаевич Вербицкий (Werbitzkiy) родился 5 августа 1824 г. С 1842 г. способный юноша начал учебу в Академии художеств, где числился вольноприходящим учеником. К 1851 г. он окончил курс теории строительного искусства и за архитектурную композицию при выпуске был удостоен Серебряной медали. В том же году Карл был аттестован на звание неклассного художника. 

С 1852 г. и затем в течение 5 лет молодой архитектор состоял на службе по устройству станций на Петергофской железной дороге. В то же время он начинает работать по заказам от частных лиц. В 1859 г. за «искусство и познания в архитектурном художестве» Карл Вербицкий получает звание академика. 

В лютеранской общине Святого Михаила Карл Вербицкий был рядовым прихожанином, одним из многочисленной группы прихожан-архитекторов, живших на Васильевском острове по окончании Академии художеств. Здесь же, на острове, ему принадлежал участок по 9-й линии, на котором Карл Николаевич в 1870-е гг. по собственному проекту построил дом (флигель во дворе дома №70). В квартире 16 этого дома архитектор жил. 

Среди построенных Вербицким зданий нет дворцов и особняков. Начало его самостоятельной профессиональной деятельности относится к периоду, когда архитектурный ансамбль острова продолжал формироваться, и архитектору приходилось возводить каменные дома на месте снесенных убогих деревянных построек. Он брался за любую работу: строил дворовые флигели, перестраивал доходные дома и надстраивал их верхними этажами. В 1880-1890-е гг. для Завода белил и красок купца Г. Струка на Малом пр., 52 он соорудил производственные помещения. 

Построенные Вербицким здания не обладали богатством декора, но своим стройным видом и изящной лепниной естественно вписывались в сложившийся облик города. Достаточно вспомнить четырехэтажный доходный дом (9-я линия, 46) для Смоленской кладбищенской церкви, возведенный им в 1875 г. Это здание известно тем, что в начале 20 века в нем на 3-ем этаже размещалась гимназия Видемана. 

Карл Вербицкий был известен не только своими архитектурными проектами, но и благотворительностью. В 1860-е гг. архитектор немало помог общине Благовещенской церкви (7-я линия, 68-70), неподалеку от которой он жил. Для нее он построил причтовые дома, в том числе трехэтажный жилой дом для священнослужителей (Малый пр., 18/ 7-я линия, 70), при этом безвозмездно выполнив значительное число работ по составлению плана постройки и наблюдению за строительством. Благодаря усилиям архитектора была благоустроена территория вокруг Благовещенской церкви. С 1884 г. и по сей день Благовещенский сад окружает металлическая ограда на каменных столбах, выполненная по его проекту. За заслуги перед общиной К. Вербицкий был удостоен звания Почетного члена Общества вспомоществования приходским бедным. Кроме того, им было пожертвовано около 750 рублей на строительство спроектированного им дома для заштатных членов причта (вдов и сирот), возведенного в честь чудесного спасения царского поезда в Харьковской губернии в 1888 г

В 1880-е гг. архитектор активно сотрудничает с другой православной церковью - Смоленской Божией Матери на Смоленском кладбище. Сначала, в 1880 г., он возводит трехэтажный доходный дом - №14 по Камской улице. В 1883 г. к нему добавились еще два дома: высокий двухэтажный дом (№20), фасад которого был решен в стиле эклектики, и доходный дом №16. 

В 1892 г. в старинной кладбищенской церкви Карлом Вербицким были возведены два придела: Иоанна Крестителя, украшенный в византийском стиле, и Василия Исповедника, декорированный шестиколонными дорическими портиками. По иронии судьбы, колокол из лютеранской кирхи Св. Михаила, к которой принадлежал Вербицкий, по ходатайству Русской Православной Церкви и Митрополита в 1949 г. решено было передать Смоленской кладбищенской церкви. 

Выходя из метро «Василеостровская» и спеша на воскресную службу в церковь Св. Михаила, вспомним архитектора Карла Вербицкого: перед нами еще один дом его постройки – Средний пр., 27. Несмотря на солидный возраст здания – более 130 лет, дом своим нарядным видом приятно оживляет проспект. Этот пятиэтажный доходный дом светло-зеленого цвета, с незатейливым декором на фасаде, архитектор построил в 1882 г. по заказу потомственного почетного гражданина В. Трофимова. 

Большинство из спроектированных Карлом Вербицким домов сохранились до наших дней. Многие из них даже вошли список памятников истории и культуры регионального и федерального значения. Их автор - русский немец и лютеранин, Карл Николаевич Вербицкий, умер 3 ноября 1897 г. Он упокоился в стороне от возведенных им зданий – на другом берегу реки Смоленки, где таинственно темнеет вдалеке от людской суеты Смоленское лютеранское кладбище.

 

Публикация о Карле Вербицком в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_364


Александр Дмитриев

 

Александр Иванович Дмитриев родился 2 октября 1878 г. во Пскове. Его отец Иван Васильевич Дмитриев был родом из порховских мещан Псковской губернии, мать - Юлия Адамовна - происходила из немецких дворян. 

Фамилия Дмитриевых была хорошо известна во Пскове. Отец будущего архитектора Иван Васильевич Дмитриев был первым в городе фотографом. Его работы отличали профессионализм и высокий художественный вкус. Эти качества унаследовал от него старший сын Александр, уже в детстве проявивший склонность к рисованию. Ему исполнилось восемь лет, когда отец умер. После смерти мужа семейным делом успешно управляла жена. 

С семи лет мальчик посещал рисовальную школу, занимаясь под руководством художника Н. Пиватто. В местном Сергиевском реальном училище Александр прошел полный курс обучения, получал награды за рисунки. С помощью матери он овладел немецким и французским языками. Архитектурные памятники древнего Пскова нашли свое воплощение в рисунках юноши. Обучаясь в последних классах реального училища, Александр решил стать архитектором. Ради получения сыновьями высшего образования семья переехала в Петербург. 

В 1895 г. Александр поступил в Институт гражданских инженеров, который окончил в 1900 г. с золотой медалью и вторым по списку. Его дипломной работой стал проект концертного зала на 2 500 человек. Затем он учился на архитектурном отделении Академии художеств, которое окончил в 1903 г. В то же время он поселился на 2-й линии Васильевского острова в доме 35 (кв.15), где прожил всю жизнь с любимой женой Софией Михайловной, внучкой химика Бутлерова. С этим адресом связан основной период творческой жизни архитектора. Окна скромного доходного дома смотрели на 3-ю линию, где на пересечении со Средним проспектом возвышалась лютеранская кирха Св. Михаила. Эта церковь стала для него духовным прибежищем. 

Карьера молодого архитектора складывалась стремительно и очень успешно. Дмитриев оформляет интерьеры во дворце Кшесинской. В возрасте 27 лет он побеждает в конкурсе проектов на строительство Городского училищного дома им. Петра Великого, известного с 1944 г. как Нахимовское училище. Здание, напоминающее старинный корабль и построенное в стиле петровского барокко, становится украшением города. Благодаря именно этому проекту в Петербурге в 1908 г. появился новый главный архитектор – им стал 30-летний Александр Дмитриев. 

Еще до революции он станет знаменит. Растет список построенных им сооружений: дворцы, особняки, вокзалы, мосты… Вместе с братом Николаем, ставшим инженером-кораблестроителем, они трудятся в Морском министерстве, участвуя в реконструкции Адмиралтейского завода. Октябрь 1917 г. архитектор Дмитриев встретит в звании надворного советника, будучи преподавателем двух ВУЗов – Николаевской инженерной академии и Института гражданских инженеров. В своей «alma mater» А.И. Дмитриев преподавал с 1904 г. до самой смерти в 1959 г

В 1919 г. Александр Иванович был избран в церковный совет прихода Св. Михаила («двадцатку»). В ее состав он входил до 1928 г., однако профессиональная занятость и служебные командировки по всей стране не позволяли ему присутствовать на всех заседаниях совета и, в конечном итоге, побудили обратиться к секретарю совета А. Гарнаку с просьбой об исключении его из членов «двадцатки». Этот трогательный по многочисленным извинениям документ был написан профессором Дмитриевым по-немецки. При этом Александр Иванович оставался рядовым прихожанином, готовым участвовать в делах церкви, о чем он не преминул уведомить: «Остаюсь в Вашем распоряжении по всем техническим вопросам и в любое время. С глубочайшим уважением преданный Вам, Александр Дмитриев». 

«Представьте дело ваше, говорит Господь» (Исайя 41:21). Когда маститому архитектору исполнилось 80 лет, А. Дмитриев сказал: «Человек создан, чтобы строить. В этом и есть главная красота человеческой жизни… И счастье мое заключается в том, что я всю жизнь оставался верен высшему призванию человека – я создавал». 

Академик архитектуры Александр Иванович Дмитриев скончался 2 ноября 1959 г. в возрасте 81 года и был похоронен на Серафимовском кладбище.

 

Публикация об Александре Дмитриеве в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_410


Фридрих Иордан

 

Фридрих Людвиг (Федор Иванович) Иордан родился 13 августа 1800 г. в Павловске в бедной семье. Его отцом был придворный обойный мастер Иоганн Фридрих, выходец из Брауншвейга; мать - Катарина Регина (урожденная Мертенс), дочь придворного столяра. Семья принадлежала к лютеранскому приходу св. Фредерики Доротеи (Павловск), которым руководил пастор Зейдель. 

Фридрих был третьим из семи детей. В возрасте восьми лет он потерял отца и по причине бедности смог учиться лишь в народной школе Павловска, получив самое примитивное образование. По решению своей крестной – вдовствующей императрицы Марии Федоровны – в 1809 г. мальчик был принят в Академию художеств, с которой его в дальнейшем будут связывать 70 лет жизни. 

Обучение в Академии продолжалось в течение 15 лет, и неизвестно к каким результатам оно бы привело, если бы в 18-летнем возрасте с Фридрихом не произошло то, что юноша определил для себя как перерождение. В своих «Записках ректора», написанных уже на склоне лет, Ф. Иордан описывал этот момент так: «…Богу угодно было сделать во мне перерождение, чему была следующая причина: …награды учеников за программы золотыми медалями раздавались в Академии самым торжественным образом при звуке труб и литавров; (эта церемония) имела на меня сильное влияние, и я с раскаянием и в слезах сказал, спрашивая себя: отчего получают эти ученики себе награды, отчего же не могу я получить? Кажется, я тот же ученик и меня так же учат, и я одарен теми же органами зрения и ума, и если останусь всё тем же учеником, то буду последним учеником. В то же время дал я себе обет оставить общество праздных друзей и обречь себя единственно труду и не терять ни минуты времени сделаться прилежным учеником и всеми силами стараться возвратить потерянные годы. Обещался, как можно усерднее молиться Богу и умолять Его дать мне силы выдержать мое перерождение и исполнить свое обещание». 

После принятого обета жизнь юного Фридриха действительно изменилась разительным образом, теперь в ней на всех этапах постижения мастерства присутствовала долгая и усердная молитва, в которой он испрашивал помощь свыше. Через молитву к нему пришло спокойствие и душевная радость, за которые он благодарил Бога, что не осталось незамеченным для его товарищей. Кроме утренней и вечерней молитвы, Фридрих каждый день читал по 2-3 главы из Ветхого и Нового Завета и, таким образом, еще в молодости несколько раз прочитал Библию. 

На всю жизнь в творчество Иордана входит библейская тема, которую он реализует в гравюре. Начиная с 1819 г. Фридрих становится учеником в граверном классе преподавателя Н.И.Уткина. В 1824 г. он окончил академическое образование с малой золотой медалью, аттестатом 1-й степени и званием художника XIV класса. Будучи оставлен при Академии, он исполнил гравюру «Умирающий Авель», за которую получил большую золотую медаль. 

В 1824 г. Фридрих отправляется в Париж для совершенствования в мастерстве гравера. Затем последуют Лондон и Рим. Римские знатоки единогласно признали, что в гравюре «Преображение» русский мастер превзошел своих предшественников по истолкованию красот творения Рафаэля, обнаружив «превосходный рисунок и ученый, классический прием резца». Несколько позже за эту же работу берлинская, флорентийская и урбинская академии делают его своим членом, а уже на родине Императорская Академия Художеств в 1850 г. присудила ему титул профессора. 

Вскоре после того Иордан взялся за второй важнейший труд своей жизни - большую гравюру "Истязание Спасителя". В 1855 г. он занял место профессора-преподавателя в гравировальном классе академии и в 1860 г. назначен хранителем эстампов и оригинальных рисунков в Эрмитаже. В 1871 г. Иордан утвержден на пост ректора живописи и ваяния, а с 1876 г. получил в свое заведование состоящее при ней мозаичное отделение. Преклонный возраст и служебные обязанности не мешали ему заниматься любимым делом почти до самой кончины. Фридрих Иордан был ревностным поборником традиций классической резцовой гравюры и является одной из крупнейших фигур в гравюре XIX века. В истории Академии художеств он стал единственным гравером, достигшим поста ректора Академии. 

В 1855 г. Фридрих вступил в брак с Варварой Александровной Пущиной. Несмотря на огромную разницу в возрасте между супругами – 34 года, для окружающих их отношения в браке выглядели идеальными. «Смирение, кротость и живая молитва к Богу – вот девиз ее будущей жизни – и быть агнцем покорности и кротости перед мужем, во всем его слушать и беспрекословно во всем ему повиноваться», - так размышлял Иордан о роли жены перед вступлением в брак. В этом союзе у супругов родилась дочь Александра. 

Будучи ровесником века, Фридрих Иордан из многочисленных своих современников был знаком со всеми именитыми художниками и писателями - от Крылова до Айвазовского, являясь автором их гравированных портретов. Почти все его работы были приобретены Академией художеств. 

Наиболее близкие отношения связывали его с Н. Гоголем. Писатель в своем «Завещании» посвятил другу Федору Ивановичу проникновенные слова: «Он всем пожертвовал для труда своего – труда убийственного, пожирающего годы и здоровье, и с таким совершенством исполнил свое дело, подходящее ныне к концу, с каким не исполнял еще ни один из граверов. …Сим будет сделано, по крайней мере, справедливое дело. А еще будет справедливей, если те, которые имеют достаток, станут вместо портрета моего покупать сам эстамп «Преображенья Господня», который, по признанью даже чужеземцев, есть венец гравировального дела и составляет славу русскую». 

Жизнь Фридриха Иордана – это яркий пример того, чего может достичь одаренный и трудолюбивый художник, верный поставленной им цели, несмотря ни на какие сложные жизненные обстоятельства. Русский немец и лютеранин, Фридрих Иордан прожил 83 года. К завершению своей служебной карьеры он обладал чином тайного советника и был кавалером орденов Св. Владимира, Св. Анны и Св. Станислава. Выдающийся мастер умер 19 сентября 1883 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище, рядом с женой.

 

Публикация о Фридрихе Иордане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_370


Мария Елизавета Курт

 

Мария Елизавета Курт (Kurth), в девичестве Нолькен, родилась в 1790 г. Точная дата ее рождения неизвестна. Баронский род Нолькен происходил из Нижней Саксонии. Его представители в ХVII веке переселились в Лифляндию и вошли в состав прибалтийского дворянства. 

Мария Нолькен была замужем за Петером Йозефом Куртом. Купец Курт держал на Невском проспекте, в доме Армянской церкви, модную лавку. Здесь же, в церковном дворе, семья жила. Супруги воспитывали двух дочерей - Юлию Марию Гертруду (1821) и Жозефину Марию (1823).

К 1833 г., когда художник Григорий Чернецов начинал работу над своим масштабным полотном «Парад на Царицыном лугу», Мария Курт уже приобрела известность в столичных кругах как портретистка и копиистка. Чернецов изобразил её в числе наиболее известных петербуржцев того времени. 

В 1839 г. Мария Курт получила звание свободной художницы. Когда в 1841 г. приход Св. Михаила обрел самостоятельность, для оформления алтаря в съемном помещении на 3-й линии (№8) ею была написала копия с картины Рубенса «Снятие с креста». 

Мария Осиповна Курт умерла 30 марта 1878 г. в возрасте 88 лет.

 

Публикация о Марии Курт в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_619


Николай Лоренц

 

Николай Лоренц (Lorenz, Lorentz) родился 23 августа 1863 г. в Нижнем Новгороде в семье обрусевших немцев - служащего на железной дороге Фридриха Лоренца и его жены Елизаветы (в девичестве Леопольд). В роду отца были фридрихсгамские купцы (город Фридрихсгам ныне – Хамина, Финляндия). 

Среднее образование юноша получил во Втором реальном училище Петербурга, проявив за время обучения «хорошие успехи» в рисовании. В 1879 г. Николай поступил на отделение живописи Академии художеств. Учебный курс продлился до 1888 г. Дополнив его педагогическими курсами, Николай Лоренц окончил Академию со званием неклассного художника и правом преподавания рисования в средних учебных заведениях. Первый такой опыт Николай приобрел в Одессе – в женской Елизаветградской гимназии, где он обучал девочек чистописанию и рисованию. 

В 1884 г. молодой художник вступил в брак с Екатериной Кошанчиковой. 

В начале 1890-х годов супруги Лоренц вернулись в Петербург. В столице Николай Фридрихович служил во многих учебных заведениях, а именно: в Петергофской прогимназии, Сиротском институте императора Николая I, Елизаветинском институте, Бесплатной рисовальной школе при ремесленной управе. В этом длинном списке наиболее значительное место занимают Гимназия и реальное училище Карла Мая, где художник начал трудиться в 1895 г. Благодаря его усилиям в этом выдающемся заведении был организован рисовальный класс, выстроенный в виде амфитеатра. По настоянию Н. Ф. Лоренца было приобретено большое количество гипсовых копий античных бюстов, барельефов, орнаментов и архитектурных форм. В 1898 г. Николай Лоренц вошел в Совет классных наставников. Это звание добавляло ему обязанностей воспитателя в классах. 

Годы учебы в Академии художеств сблизили Николая Лоренца с приходом Св. Михаила, к которому всегда принадлежала большая группа творческих деятелей - художников, скульпторов, архитекторов. Начиная с 1915 г. он избирался в церковный совет. 

Семья Лоренц жила на Васильевском острове. Супруги часто меняли жилье, переезжая с линии на линию, – всё дальше, вглубь острова, где сдавались квартиры подешевле. Последние годы художник провел на 14-й линии, рядом с Гимназией Карла Мая, которой он посвятил большую часть своей жизни, приобщая юношество к миру прекрасного. 

Неизвестно, как сложилась судьба этого педагога-подвижника после 1917 г. Благодаря изданному в 1894 г. фундаментальному изданию «Орнамент всех времен и стилей» мы можем составить представление о Николае Лоренце не только, как о выдающемся исследователе искусства, но и о талантливом иллюстраторе. В эту книгу художник включил орнаментальные образцы всех художественных эпох, зарисовав их в цвете, что никогда прежде никем не делалось. В памяти своих современников он остался «обаятельным, милым человеком».

 

Публикация о Николае Лоренце в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_736


Генрих Роберт Манизер

 

Генрих Роберт Манизер (Maniser) родился в 1847 г. в городе Мемель (ныне – Клайпеда, Литва). Он происходил из немецкой дворянской семьи. Его мать умерла вскоре после родов, воспитывал мальчика дед. 

Генрих рано начал рисовать. Начальное художественное образование он получил в Москве - в Училище живописи и ваяния. Еще во время учебы его работы были отмечены серебряными медалями. 

В возрасте 25 лет юноша переехал в Петербург для продолжения обучения в Академии художеств. Будучи студентом, он в 1875 г. получил Малую золотую медаль за программную картину «Иосиф объясняет в темнице сны виночерпию и хлебодару». В 1877 г. Генрих окончил Академию, а год спустя его ожидал очередной успех: он был удостоен звания - классного художника 1-й степени - за картину «Брак в Кане Галилейской». 

Художника Генриха Манизера отличал широкий диапазон творчества. Ему удавались полотна на любые темы: библейские, батальные, бытовые, портреты. Кроме того, Манизер был отличным рисовальщиком, гравером и критиком. Попробовал он себя и в преподавании. В Училище технического рисования барона Штиглица он преподавал графику и живопись. В ХХ веке также трудился в Начальной рисовальной школе и в Институте гражданских инженеров. 

Во время русско-турецкой войны живописец в составе действующей армии участвовал в походе в Болгарию. Итогом этой «командировки» стали живописные полотна: «Бой под Плевной за крепость Никополь. 1877 г.», «Эпизод из Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.», «Въезд Гурко в Казанлык». 

Генрих Матвеевич был дважды женат. В первом браке (1889) его женой была Стелла София фон Витт, его ученица по Училищу Штиглица. Ее жизнь трагически оборвалась в 1897 г. во время пожара, когда она вместе с отцом и сыном Гвидо плыла на пароходе. Стелле Манизер было 35 лет. После её смерти на руках отца осталось четверо маленьких детей: Генрих (1889), Матвей (1891), Алексей и Роберт. 

В 1898 г. художник вступил в новый брак - с Александрой Эдуардовной Андерсон. Семья жила в Коломне, на Калинкинской площади. Здесь, в доме №3, у супругов родились четверо детей: Гали, Марк, Андрей и Давид. Жена Александра Эдуардовна написала книгу воспоминаний «Чем юность богата. Повесть из последних лет прошлого века». Её она посвятила ученикам мужа и коллегам-преподавателям училища А.Л. Штиглица. 

Генрих Манизер прожил активную жизнь в искусстве и педагогике. Его картины хранятся в коллекции Русского музея и в провинциальных музеях. Сын Матвей стал известным скульптором, народным художником СССР. Внук и правнучка Генриха Манизера тоже стали художниками. 

Статский советник Генрих Матвеевич Манизер скончался в 1925 г. в возрасте 78 лет.

 

Публикация о Генрихе Манизере в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_980


Вильгельм Фридрих Розинский

 

Вильгельм Фридрих Розинский (Rosinsky) родился 7 ноября 1837 г. в семье петербургских немцев. Родителями мальчика были Фридрих Вильгельм Розинский и его жена Луиза Квеснель. Отец, коллежский секретарь, служил казначеем и бухгалтером в Коммерческом училище. Вильгельм был старшим среди многочисленных братьев и сестер, которых звали: Александрина (1847), Николай (1852), Петер (1853), Андреас (1855), Константин (1860), Виктор (1861), Вильгельмина (1861), Анна (1863), Шарлотта (1865). 

В 1854 г. Вильгельм поступил в Академию художеств на правах вольноприходящего ученика. По окончании учебы в 1860 г. за разработанный в короткие сроки проект берейторской школы ему было присвоено звание неклассного художника, которое давало возможность работать самостоятельно. 

Получив несколько деловых предложений из уездов, молодой архитектор решил остаться в столице. В Петербурге ему предстоит построить 67 зданий. В основном, это были доходные дома, возведенные по заказу частных лиц в Коломне и на Васильевском острове. На 13-й линии (№28) он в 1882 г. перестроил для собственных нужд особняк, сделав его доходным домом. Особенно В. Розинскому нравилось работать в стиле эклектика, когда при постройке одного здания использовались сочетания разнообразных архитектурных форм.

В 1869 г. Вильгельм Розинский вступил в брак с Клавдией Алексеевой. У супругов родился сын Леонид.

Уже пребывая в почтенном возрасте, архитектор продолжал много строить. В последний год своей жизни с этой целью он даже выезжал в Выборг. Не гнушаясь никакой работой, он перестраивал и надстраивал самые скромные купеческие постройки. 

Василий Федорович Розинский скончался 9 июля 1907 г. в возрасте 69 лет и был похоронен на Митрофаньевском лютеранском кладбище. В связи с ликвидацией кладбища в советское время могила архитектора не сохранилась.

 

Публикация о Вильгельме Розинском в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1084


Эрнст Август Шитт

 

Эрнст Август Шитт (Schütt, Шютт) родился 18 января 1864 г. в Петербурге, в семье прихожан церкви Св. Михаила - купца Фридриха Христиана Шитта и его жены Марии, урожденной Фольрат. 

В роду Шитт многие были купцами, поэтому и Эрнст, несмотря на его способности к рисованию, был отдан сначала в Коммерческую школу. Здесь он учился до 1883 г., после чего поступил в Академию художеств, которую окончил в 1889 г. с серебряной медалью и званием архитектора. 

Практическая деятельность молодого специалиста началась под руководством архитектора В. Николя при строительстве здания Петербургской консерватории. Позже он работал вместе с архитектором В. Шретером на строительстве Пироговского музея и реконструкции Мариинского театра. Самостоятельно Эрнст Шитт начал работать при возведении зданий Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. 

В 1898 г. Эрнст Шитт вступил в брак с Шарлоттой Петерсон. Через год у супругов родился сын. Первенца по традиции назвали в честь отца – Эрнстом. К сожалению, в советской России ему была уготована несчастливая судьба. В 1938 г. Эрнст Шитт-младший, работавший старшим администратором гостиницы «Астория», был арестован и вскоре расстрелян. 

Жизнь архитектора Шитта также была короткой – он умер от наследственной болезни, но за свои 43 года успел сделать немало. 

В 1904 году, по заказу местного товарищества, Эрнст приступил к строительству здания для лютеранской общины в старинной финской деревне Лахта, где он имел дачу. Здесь к 1906 г. по его проекту был возведен деревянный молитвенный дом с шатровой колокольней, рассчитанный на 250 человек (Лахтинский пр., 64). Церковь была освящена во имя Святой Марии и была приписана на «вечное владение» к одноименной финской церкви в Петербурге на Большой Конюшенной улице. В 1937 году богослужения в кирхе были прекращены, а через два года здание было разрушено. 

С начала 20-го века Эрнст Шитт состоял управляющим и архитектором здания Петрикирхе и домов, принадлежащих церкви Св. Петра на Большой Конюшенной улице - №№10, 12 и 14. Среди его учеников был будущий архитектор Екатеринбурга Г. Голубев, в течение четырех лет служивший у Э.Шитта помощником. 

Имея стремление к здоровому образу жизни, Эрнст Федорович состоял в Петербургском обществе велосипедистов-любителей. 

С 1900 г. он избирался в церковный совет прихода Св. Михаила. 

Эрнста Шитта отличало разнообразие интересов. Помимо архитектуры, его привлекала прикладная графика. Архитектор самостоятельно изучил за границей способы светокопирования, в особенности копирование технических чертежей с помощью разных сортов светочувствительной бумаги. Это увлечение он решил сделать своей второй специальностью, открыв собственное ателье. В Обществе архитекторов Эрнст Федорович дважды выступал с докладами, пропагандируя передовые методы копирования. 

После смерти архитектора семейное дело унаследовала его вдова - Шарлотта Ивановна, которой на 17-й линии Васильевского острова в доме №4 принадлежало ателье технической светографии «Шитт Э.Ф.». 

Личный почетный гражданин и действительный член Общества архитекторов Эрнст Федорович Шитт скончался 12 декабря 1907 г. и был похоронен на семейном участке Волковского лютеранского кладбища. Уход за могилой осуществляют прихожане церкви Св. Михаила.

 

Публикация об Эрнсте Шитте в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_551


Рейнгольд Георг Шмелинг

 

Рейнгольд Георг (Егорович) Шмелинг (Schmaeling) родился 14 ноября 1840 г. в Риге в семье балтийских немцев. Его родителями были купец Георг Александр Шмелинг и Ева Генриетта, урожденная Гребст. 

Начальное образование мальчик получил в частной школе. В 1856 г. Рейнгольд приехал в Петербург и поступил в Практический институт (так в то время назывался Технологический институт). Здесь он проучился несколько лет, так и не окончив его, после чего стал вольноприходящим учеником в Академии Художеств. Обучение в Академии было успешным и окончательно сформировало профессиональный выбор юноши - архитектуру. Учебные проекты студента Шмелинга неоднократно награждались медалями. 

Его появление в 1856 г. в Лютеранской церкви Св. Михаила, находившейся неподалеку от Академии, было закономерно, ведь его предки были здесь прихожанами с 18-го века. В нашем приходе Рейнгольд Шмелинг был более 20 лет. 

В 1868 г. он завершил образование, получив большую золотую медаль, что позволило ему в 1868 и 1872 годах посетить Европу для продолжения обучения в качестве пенсионера Академии. В 1873 г. Рейнгольд Шмелинг был удостоен звания академика архитектуры, участвовал в строительных проектах для столицы и Крыма. 

В 1869 г. он женился на Марии Эвелине фон Тизенгаузен. В этом браке родился сын Владимир, ставший впоследствии банковским служащим и надворным советником. В 1870-е гг. Шмелинг служил в Департаменте земельных уделов. 

В 1879 г. в жизни Рейнгольда Шмелинга начинается самый плодотворный период – он возвращается на родину и становится главным архитектором Риги. Под его руководством был разработан новый градостроительный план Риги. В историю города архитектор Шмелинг вошел как автор множества административных зданий в красно-кирпичном югендстиле. 

В Петербурге есть работа Шмелинга, известная всем. Это фонтан, который украшает Собственный сад у западного фасада Зимнего дворца. Он был построен в 1897 г. и представляет собой чашу из серого гранита, сверху напоминающую цветок. Цветочную тему усиливают струи воды, несущиеся из водометов с позолоченными наконечниками. 

В 1915 г. Рейнгодьд Шмелинг вышел в отставку и в том же году (17 октября) скончался в возрасте 74 лет. Он был похоронен на Большом кладбище Риги.

 

Публикация о Рейнгольде Шмелинге в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_469


Генрих-Христоф Штегеман

 

Генрих-Христоф Штегеман (Stägemann, Staegemann) родился 13 августа 1815 г. в семье петербургских немцев. Его отец Христиан-Михаэль Штегеман был уроженцем города Нойбранденбург (Германия, земля Мекленбург-Передняя Померания), мать Вендела-Екатерина происходила из рода Эклунд. Отец мальчика принадлежал к многочисленной «армии» столичных ремесленников – он пек хлеб. Пекарня Христиана Штегемана располагалась в доме Голландской церкви, на Невском проспекте. 

В пять лет Генрих потерял мать. Заботами отца мальчик в 1828 г. был определен на учебу в Петришуле. К сожалению, булочнику Штегеману не довелось увидеть ни одно из построенных сыном зданий: он покинет этот мир в 1832 г., когда его талантливый Генрих еще будет постигать художественные науки. За свои успехи в учебе вольноприходящий ученик Академии художеств Штегеман будет награжден медалями: в 1835 г. – Второй серебряной, а в 1836 г. – Второй серебряной и Второй золотой. Последняя будет вручена ему за программу «Проект Училища Правоведения». В том же году Генрих окончит Академию, получив аттестат первой степени на звание классного художника (14-го класса). 

Он быстро пошел "в гору". Уже в следующем году Г. Штегеман занял место помощника архитектора при постройке Петропавловской церкви в Петергофе, а еще через два года был назначен рисовальщиком при главном архитекторе по сооружению театра в Москве. В 1845 г. за «проект инвалидного дома на 25 человек… с церковью и монументом…» он удостоился звания академика. Позже Г. Х. Штегеман состоял помощником архитектора по строению храма Преображения Господня на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге и по строению нового дворца в Московском Кремле.

Имя Генриха Штегемана появилось в церковных документах прихода Св. Михаила летом 1842 г. В то время молодому архитектору было всего лишь 27 лет, но именно ему, своему прихожанину, церковный совет поручил обустроить арендуемое для служб помещение в доме архитектора Лео Тиблена - на 3-й линии Васильевского острова (№8). Для устройства богослужебного зала архитектор снес межкомнатные перегородки, построил алтарь и хоры – для органа и певчих. Два ряда колонн разделили пространство небольшого зала. Стены были покрашены под мрамор, скамьи - под дуб и покрыты лаком. 

В 1851 г. архитектор перешел в русское подданство и был назначен на службу в кабинет Его Императорского Величества - помощником к архитектору К. Тону. В те годы маститый архитектор был занят на строительстве церкви Св. Мирония. С появлением в штате Штегемана в течение последующих четырех лет строительные работы проводились при его непосредственном участии.

В 1857 г. Штегеман был определен на службу в Петербургский Опекунский совет, где дослужился до звания старшего архитектора. Эту работу он совмещал со службой в Патриотическом институте и Елисаветинском училище, надзирая за эксплуатацией зданий. 

При жизни он приобрел известность в столице, отлично проявив себя в стилях неоренессанс и эклектика. Из длинного списка построенных им зданий всем известны Родильный дом им. Снегирева (ул. Маяковского, 5) и Воронихинский (Казанский) садик - справа от Казанского собора. В первом случае победа на конкурсе проектов досталась Штегеману, который представил более экономичный вариант. Он же взял на себя постройку здания и осуществил ее в 1862-1864 гг. Планировка здания Родовспомогательного заведения и его санитарно-техническое оборудование отличались высоким совершенством. Перед началом строительства Штегеман был командирован за границу «для специального изучения устройства тамошних больничных учреждений». Архитектор применил традиционный симметричный тип плана в виде буквы «П» с двумя боковыми флигелями. Все палаты были размещены по одну сторону от широкого коридора и ориентированы окнами на юг или на запад. Первый этаж был отведен для размещения амбулатории и спален воспитанниц Повивального института и обучавшихся при нем «своекоштных» учениц и «крестьянских девиц», из которых готовили квалифицированных акушерок. В соответствии с обычаями того времени в этом же здании были устроены квартиры для обслуживающего персонала. 

В 1865 г. Опекунский совет правления сиротских заведений огородил участок вдоль Мещанской (Казанской) улицы и заказал архитектору Г. Штегеману проект сквера внутри Воронихинской ограды. Проект и рисунки сквера были утверждены императором. Как раз в это время в Петербурге проводилась работа по ликвидации пустых участков в центре города, и создание здесь, на одном из таких участков сквера, вошло в общий план. Сквер на месте площади был организован в том же году. Устройство зелёных насаждений по утверждённому проекту взял на себя садовник И. Альвардт. На месте площади появились газоны, прямые и извилистые дорожки. Сквер получил среди петербуржцев два названия: Воронихинский и Казанский. 

В 1864 году по проекту Г. Штегемана была выполнена реставрация Смольного Воскресения Христова собора. 

До настоящего времени в Петербурге сохранилось 10 зданий, спроектированных и построенных архитектором Штегеманом. Среди них преобладают постройки, относящиеся к больничным комплексам или домам призрения.

Генрих Штегеман был вторым браком женат на Иоганне Жозефине Вильгельмине Мюллер (Müller) (родилась 27 ноября 1854 г.) В семье воспитывались сыновья от предыдущего брака: Константин (1846), Александр (1848), Николай-Герман (1852), Николай (1859). Жена Иоганна умерла молодой, в возрасте 26 лет. 

Жила семья Штегеман на 7-й линии Васильевского острова, в собственном доме (№34). В 1840-1870-е годы этот участок принадлежал архитектору. В доме №34 работала мастерская «Класен, Штегеман и Ко», в которой совладельцем Класена был Константин Штегеман. Дом Штегемана, как и соседние деревянные постройки на участке №34, в конце 19-го века были снесены. На этом месте был построен кинотеатр «Форум» («Балтика»), а сейчас стоит памятник петровскому Василию – «родоначальнику Васильевского острова».

Статский советник Генрих Христианович ШТЕГЕМАН скончался 28 августа 1872 г. в возрасте 57 лет от оспы и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

 

Публикация о Генрихе Штегемане в приходской группе ВКонтакте: https://vk.com/spbstmihail?w=wall-89023090_1102